-
-
yury_tsybanev54 wrote in
lovers_of_art
Если бы молодость знала… Если бы зрелость могла…
Компетентный ответ Московской консерватории на вызов времени

Никакой социологический опрос не откроет такой вот правды момента. А тут выходят два вечера подряд на сцену Малого зала два консерваторских поколения, молодое и старшее, - и исповедуются в том, что с ними сейчас происходит.
Московская государственная консерватория. Малый зал.
26.10.2020. Проект «Притяжение», концерт первый: «Ночь». М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе». Дж. Кейдж. Ноктюрн. Л.Р. Боккерини. «Ночная стража в Мадриде». Н. Рославец. Ноктюрн. К.Шимановский. «Ноктюрн и тарантелла». Д. Лигети. Струнный квартет «Ночные метаморфозы». Художественный руководитель проекта Даниил Коган.
27.10.2020. «Венские вечера». Й. Гайдн. Трио до мажор. И.Н. Гуммель. Трио ми-бемоль мажор. Л. Ван Бетховен. Трио ре мажор. «Московское трио»: Александр Бондурянский, фортепиано; Владимир Иванов, скрипка; Михаил Уткин, виолончель.
Проект молодых консерваторцев (в этот вечер их вышло на сцену 15), по большей части недавних, если не ошибаюсь, выпускников, заслуживает отдельного внимания. Он масштабный, дерзкий и великолепно творческий. Ибо собственно музыкальные концерты на выбранную «притянувшую» тему подкреплены и живописными интерпретациями, и стихотворными образными аналогиями. Все работает на развитие объемного художественного мышления!
Увы, я непростительно пропустил первый сезон этого отважного начинания. Пришлось поинтересоваться у знакомой, какой она услышала молодую «Ночь»-1 в прошлом сезоне. «Та была возвышенной», - услышал в ответ.

Нынешняя ночь получилась у ребят злой до колючек – и, пожалуй, утонула в безысходности. Буйная сатанинская гульба у Мусоргского. Сдавленное звучание Кейджа. Название «Ночная стража» говорит само за себя. Растекающиеся в что-то мутное импульсы струнных, под бойкие призывы гобоя, у Рославца. Исступленный Шимановский… Окруженный со всех сторон и бьющийся в истерике, вперемежку с робким шепотом, Лигети…
Я не упрекаю, упаси Господь, - напротив, благодарю ребят за искренность. Вот так они сейчас чувствуют. И наверное, уж никак не случайно они открыли второй сезон «Притяжения» темой Ночи – хотя первый, если не подводит память, оной завершали.
Они, молодые, признались в том, что не видят выхода из надвинувшегося на всех нас морока. МОЛОДЫЕ – кому сам Бог велит быть устремленными в завтра. Но ныне все мы не знаем своего завтра. Нам запрещено-перекрыто это знание. И даже думать о нем себе уже не разрешаем…

А на следующий день вышли три богатыря. Атланты, держащие музыкальное небо на собственных плечах. Народные артисты и т.д. и т.п. Александр Бондурянский, Владимир Иванов и Михаил Уткин играют вместе - представьте, если у вас это получится, - с 1976 года!
Этот концерт тоже был драматургически усилен. Только не синтезом искусств, а иначе. Он был отложен на неделю (я не решился расспрашивать, по какой причине). И в голову назойливо лезла мысль, что эти трое музыкальных титанов здесь и сейчас – злостные нарушители самоизоляции, назначенной им самодурствующим столичным мэром…
«Московское трио», отмечающее своим абонементом грандиозный юбилей Бетховена, подошло в этот вечер к юбиляру, зачерпнув из Гайдна и Гуммеля. Сперва явили с мудрой выразительностью гармонию миропорядка, где все сбалансировано и все на своих местах – как и завещано крепко стоявшим на земле Гайдном. Потом – игру в музыку и, соответственно, чуть притворную игру в жизнь, что нередко звучало у Гуммеля.
К программной подводке музыкантов к Бетховену, пожалуй, добавлю и свою. Трио нынче не то что уже не сочиняют – и играют-то редко. Этот жанр как-то вышел из моды. А ведь жанр, если хоть немного подключить воображение, - колоссальный! Например: фортепиано – отображает Бытие, скрипка в роли Души, а виолончель ведет партию Разума. Фантазировать можно и иначе, желаю вам этого на слушательское здоровье! И неспроста Бетховен в последние свои годы отдал предпочтение сочинениям для струнных перед фортепианными и симфоническими.
Так вот, - опус 70, № 1. Как почти всегда у Бетховена, здесь очень ощутимы мускулы духа. Скрипка и виолончель будто ищут – напряжением всех сил – баланс между лирическим и бурным-захлестывающим. Но ключ к этой истории – во второй, медленной, части. Это Largo, на мой душевный отклик, - одно из самых пронзительных откровений гения. Оно переполнено не просто горестным – скорбным. Безысходным. И надо слышать, с какой печалью скрипка перекликается здесь с виолончелью. И как виолончель вдруг будто подставляет плечо израненной скрипке, и будто берет ее на руки, и несет вперед…
Они уходили со сцены степенными и непоколебимыми, Александр Бондурянский, Владимир Иванов и Михаил Уткин.
Не из пугливых – это точно. Они-то уж знавали всякие времена.
Вот сталинских – не застали почти. Если только самую малость. А я, возвращаясь с концерта, вот о чем подумал. Сталин вырубил под корень, что называется, породу – настоящую интеллигенцию, настоящих предпринимателей. И все-таки у него была логика, да, жестокая, в чем-то садистская. Логика развития.
А сейчас вокруг нас - кромешная тупость, дикость и бесцельность. И знают ли даже музыкальные титаны времена, подобные нынешним?..
Но за то, что своей музыкой помогают выстоять и, может быть, пережить – нижайший поклон.
Community Info
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital1 673
- Community readers
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo