volynko wrote in lovers_of_art

Category:

Живописец Лука Джордано ч.II

Продолжение к статье о Луке Джордано Живописец Лука Джордано. 

Остановился я на том, что  22 апр. 1692 г.  Лука Джордано отправился в Испанию...   

Лука Джордано "Автопортрет" 1692
Лука Джордано "Автопортрет" 1692

3 июля 1692 г. он прибыл в Мадрид; но только 1 сентября он отправился в Эскориал, после того, как изучил и принял активное участие вместе с настоятелем Алонсо де Талаверой и его отцом Франсиско де лос Сантос в определении программы, которая должна быть переведена на своде Эскалеры, лестнице монументального монастыря. В феврале 1693 г. несколько эскизов (Феррари - Скавицци, стр. 126) были отправлены королю, который посетил это место в марте; в апреле работы уже были закончены.


Лука Джордано "Портрет Карла II в Испании", 1693 год.
Лука Джордано "Портрет Карла II в Испании", 1693 год.
Лука Джордано "Карл II король Испании верхом " 1694
Лука Джордано "Карл II король Испании верхом " 1694

Под дистанционным управлением государя и его советников, но с определенной свободой действий,  Лука Джордано изобразил аллегорию функции монастыря и испанской монархии: фриз иллюстрирует эпизоды, относящиеся к победе Габсбургов в Сан-Кинтино в день Сан-Лоренцо в 1557 г. (две батальные сцены, где Лука Джордано продемонстрировал свои способности также в этом жанре, и события осады и капитуляции) в церкви Эскориала, в павильоне Касита дель Принсипе и выполнил роспись лестницы также в Эскориале. 

Карл V и Филипп II появляются на небесах, поклоняясь Троице, согласно схеме Тициана, уже принятой для императора в знаменитой Глории дель Прадо. Земные зрители, стоящие ниже и выглядывающие из-за балюстрады, - Карл II, его жена Мариана из Нойбурга, его мать Мариана Австрийская и несколько гномов. Уже в апреле 1693 г. стали задумываться об убранстве сводов монастырской церкви, для чего Лука Джордано представил королю макеты.

Работы начались в октябре. Было решено - возможно, все еще из осторожности - сначала вмешаться в четыре боковых свода над алтарями реликвий ( Непорочное зачатие и другие темы Марии; Победоносный Христос и Святой Иероним ; Колесница воинствующей Церкви ; Колесница девственной чистоты ).

Сан-Лоренцо дель Эскориал
Сан-Лоренцо дель Эскориал
Лука Джордано "Портрет Марии Анны Нойбургской" 1694
Лука Джордано "Портрет Марии Анны Нойбургской" 1694

Только после успеха работы и удовлетворения, проявленного государем,  Лука Джордано со скоростью, запрошенной клиентом, перешёл к другим, более важным помещениям хранилище пресвитерия  Страшный суд , «Переход»,  «Успение Богородицы», «Прохождение Красного моря», «Победа Иисуса Навина над амалахитянами»  и хора «Истории Давида и Соломона», завершившая предприятие между июнем и июлем 1694 года. Те же темы, связанные с параллелью между пророками и Габсбургами, легли в основу определенного числа произведений, выполненных  Луки Джордано по возвращении в Мадрид.

Лука Джордано "Успение Богородицы" 1696
Лука Джордано "Успение Богородицы" 1696
Лука Джордано "Рождение Богородицы" 1695
Лука Джордано "Рождение Богородицы" 1695

На самом деле, большие холсты задокументированы для Буэн-Ретиро на картинах разбросанных между Прадо, Аранхуэсом и королевским дворцом в Мадриде, а первоначально в Эрмита-де-Сан-Хуан-аль-Ретиро, задуманные как копия или вариант цикла Эскориала и характеризуются тонким колоризмом в сочетании со вкусом к монументальности фигур, образцом которых является «Давид и медведь» в королевском дворце в Мадриде или в «Смерти Авессалом» из королевского дворца Аранхуэса.

Лука Джордано "Святой Марии Магдалины, отрекающейся от суеты мира", c.1696
Лука Джордано "Святой Марии Магдалины, отрекающейся от суеты мира", c.1696

Похожая атмосфера присутствует не только в двух единственных датированных картинах этого времени: алтаре Коммендадораса Сантьяго в Мадриде 1695 года ( Святой Иаков в Клавихо ) и Мученичестве Св. Лоренцо в старой церкви Эскориала, подписанный в следующем году; но также, с более классическим, почти рафаэлевским уклоном.

Лука Джордано "Аллегория золотого руна", c.1697
Лука Джордано "Аллегория золотого руна", c.1697
Лука Джордано "Психея обслуживается невидимыми духами" 1697
Лука Джордано "Психея обслуживается невидимыми духами" 1697

Карл II все еще использовал  Лука Джордано для украшения других королевских резиденций. Сегодня практически невозможно восстановить серию фресок и полотен для дворца Аранхуэс с рассказами о стихиях и временах года. Фрески на своде Казона, одного из главных и наиболее представительных зданий Буэн-Ретиро, комплекса, построенного Филиппом IV в 1630-х годах на восточной окраине Мадрида, сохранились, хотя и не полностью.

Буэн-Ретиро в 1637 году, картина Хосе Леонардо.
Буэн-Ретиро в 1637 году, картина Хосе Леонардо.

В 1696-1697 годах были созданы фрески для Касон (дворца) Буэн Ретиро и для дворца королевы-матери Марии-Луизы Орлеанской, а также картины для дворца Аранхуэс. К сожалению, почти все эти работы утрачены. Например, от украшения в Буэн Ретиро сохранился только свод, а первоначально все стены были украшены ложными шпалерами в сочетании с фресками, и весь ансамбль, выполненный в мавританском стиле, производил сказочное впечатление. 

Лука Джордано "Купидон в гостях у спящей Психеи" 1697
Лука Джордано "Купидон в гостях у спящей Психеи" 1697

Примерно в 1698 г.  Лука Джордано был занят другим крупным делом: украшением свода в ризнице собора Толедо.

Толедский собор. Ризница, построенная в конце XVI века. Состоит из нескольких комнат, что ныне используются как картинная галерея.
Толедский собор. Ризница, построенная в конце XVI века. Состоит из нескольких комнат, что ныне используются как картинная галерея.

Ему нужно было вмешаться на очень вытянутую и большую поверхность, он задумал такую ​​структуру, чтобы разместить основные эпизоды на двух коротких концах хранилища ( Дева навязывает планету Св. Ильдефонсо , Св. Иоанн Евангелист пишет Апокалипсис.); он также нарисовал серию балконов по длинным сторонам, между окнами, используя их как балюстрады для групп музыкальных ангелов, которые смотрят на них, и, ниже, как ниши для Отцов Церкви. Центр потолка - это снова очень яркое открытое небо, ограниченное концентрическими кругами ангелов.

Сант-Анто́нио-ин-Ка́мпо-Ма́рцио или Сант-Анто́нио-деи-Портоге́зис
Сант-Анто́нио-ин-Ка́мпо-Ма́рцио или Сант-Анто́нио-деи-Портоге́зис

В ноябре 1698 г. Лука Джордано уже начал работу над мадридской церковью Сан-Антонио-де-лос-Портогезес (или де-лос-Алеманес), своей последней общественной работой, которая должна была проводиться в Испании. После модификации фресок на куполе, ранее выполненных Ризи и Карреньо де Миранда, Дж. Вмешался под карниз. В промежутках между оконными проемами, хорами и алтарями он создал «Истории св. Антония Падуанского» , с вкраплениями фигур святых королей (эта церковь также находилась внутри Ретиро) и растительными и архитектурными элементами чисто декоративного характера. Стены расписаны фресками от пола до потолка, в Мадриде, пожалуй, больше нет церкви, расписанной настолько «плотно». Автором настенных фресок является Лука Джордано. Здесь изображены некоторые из чудес, совершенных святым, в том числе – чудо исцеления плоти. Его же кисти принадлежат и портреты святых королей – Людовика IX Французского, Святого Стефана Венгерского, императора Генриха Германского и других.

Продолжение следует.

Источники: 1) М. А. Павоне, неаполитанские художники начала восемнадцатого века. Источники и документы, Неаполь 1997, стр. 97; Дж. Финалди в книге « Открытие итальянского барокко». 2) Собрание Дениса Махона (катал., Болонья-Рим), под редакцией Дж. Финалди - М. Китсон, Венеция, 1998 3)  П. Пачини, Картины К. Ферри и Л.Г. в главной часовне церкви Санта-Мария-Маддалена де 'Пацци во Флоренции , в Antichità viva , XXXVI (1997)

Статья проиллюстрирована изображениями картин выловленными в бескрайних просторах Интернета.  


promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.