Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Царское Село. Часть 21.

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 21.
127956572_0 (84x100, 6Kb)


Парадная голубая гостиная




Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная.


Творческая фантазия создателя этого интерьера и мастерство исполнителей превратили каждую деталь разнообразной отделки гостиной в чарующее произведение искусства.

Парадная голубая гостиная. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село, 1917


Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли.





Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.





После пожара 1820 года архитектор В. П. Стасов сохранил первоначальную планировку и архитектурно-декоративное убранство гостиной. Новый шелк для стен был расписан по старому рисунку художником Ф. Брандуковым.





Потолок оставили белым, пока в 1855 году по проекту А. И. Штакеншнейдера в него не была вмонтирована картина В. Мошкова (1792–1839) «Воздержание Сципиона» в обрамлении лепного барельефа, двух круглых и двух овальных медальонов. После пожара 186З года пострадавший потолок вновь оштукатурили. Шелк на стенах был заменен таким же по рисунку, но в технике набойки, сделанной на фабрике братьев Сапожниковых. Медальоны фриза исполнил И. Бернаскони.

Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала —уничтожены, архитравы каминов — разбиты, а кариатиды лишились голов и рук.



Виргилиус Эриксен (1722-1782) Елизавета Петровна



Empress Catherine II of Russia by J.B.Lampi, 1780s



Иван Никитич Никитин (около 1680 – не ранее 1742) Портрет Петра I на фоне морского сражения 1715 г.


Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной ее первоначальный облик. Шелк с набивным рисунком изготовлен по старому образцу на московском комбинате «Красная роза»; реставрированы мраморные камины и почти полностью сохранившийся старинный паркет. Благодаря эскизу росписи потолка, обнаруженному среди неизвестных чертежей Ч. Камерона в Государственном Эрмитаже, удалось воссоздать плафон.









Во фризе на противоположной окнам стене были размещены 16 сохранившихся медальонов (из прежних 80); остальные 64 воссозданы реставраторами.



Натье Жан-Марк. Екатерина I, 1717



Мария Федоровна (Софи Доротея Вюртембергская), Виже-Лебрен, 1790-е гг.



Alexandre Roslin. Portrait of Paul I Emperor of Russia, XVIII th century


В настоящее время зал, как и прежде, украшают кресла, выполненные в 1783 году по рисункам Ч. Камерона в мастерских Ж.-Б. Шарлеманя-Боде. Одни из них удалось сберечь в эвакуации, другие были возвращены в 1947 году из Кенигсберга.



Замечательны парные мраморные, с элементами классического архитектурного ордера, камины гостиной. Во всех интерьерах, созданных им, Камерон большое значение придавал каминам с зеркалами в резной золоченой раме. Характерные для английского искусства, они появились в России только с его приездом.


В Голубой гостиной их карнизы, образующие каминные полки, поддерживают изящные кариатиды, во фризах располагаются барельефы на мифологические темы.












Бронзовые решетки и таганы исполнены в XVIII веке по рисункам Ч. Камерона в Петербурге, так же, как и находящаяся в гостиной резная золоченая мебель.



Привлекают внимание торшеры на 17 свечей из синего стекла с хрусталем и бисквитными фигурами, созданные на Петербургском стеклянном заводе в конце XVIII века, а также канделябры начала XIX века и вазы c изображением архитектурных пейзажей (Берлинская фарфоровая мануфактура, начало XIX века) и сцен из истории Психеи (Франция, первая треть XIX века).



Tags: Царское село, интерьер, искусство, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Большой дворец (Петергоф).

    Большой дворец (Петергоф).Часть2: Парадная лестница, Танцевальный зал,Голубая приемная. В Е С Т И Б Ю Л Ь И П А Р А Д Н А Я Л Е С Т Н…

  • Путеводитель " Святой Эчмиадзин "

    "Святой Эчмиадзин - монастырь Армянской апостольской церкви, Армения". В тех местах в когда-то побывало старшее поколение нашей семьи с экскурсией,…

  • Хосе Бенлиуре-и-Хиль

    Хосе Бенлиуре-и-Хиль (Josе Benlliure y Gil), 1855-1937гг.Испания. Автопортрет Родился в 1855 году в Валенсии. Учился…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments