
Рафаэль Санти. Мадонна с вуалью, ок. 1511. Доска, масло. 120 × 90 см. Музей Конде, Шантийи Фото
Продолжается год Рафаэля!
Гений эпохи Возрождения Рафаэль Санти ушел из жизни в возрасте 37 лет. Прошло 500 лет, и 2020-й многие музеи отмечают большими и малыми выставками, посвящёнными шедеврам Рафаэля. Так, в итальянском городе Лорето, где (по христианской традиции) находится Святая хижина, в которой обитало Святое семейство, прошла выставка, посвященная истории картины "Мадонна с вуалью", которую предоставил Музей Конде в Шантильи (Франция). Часто эту картину называют "Мадонна Лорето". На картине изображена юная Мадонна, лицо которой преисполнено нежности и любви, она держит вуаль над только что пробудившимся младенцем Иисусом, а справа от Марии стоит погружённый в печальные мысли о судьбе сына старец Иосиф.
На выставке в Лорето были представлены и "Мадонны" Перуджино и Караваджо.

Перуджино. Мадонна Лорето, около 1507. Масло на панели. Национальная галерея, Лондон. Фото: wikipedia.org/Vittoria Garibaldi

Караваджо. Мадонна ди Лорето, 1604-1606. Масло, холст. Церковь Святого Августина, Рим. Фото: wikipedia.org
Судьба картины Рафаэля необычна и удивительна. Отследить её историю довольно трудно из-за того, что картина несколько раз меняла название и местонахождение. Эта "Мадонна" лидируют по количеству копий, сейчас их насчитывается около 120, а написана она была Рафаэлем в 1509-1510 годах для римской церкви Санта-Мария-дель-Пополо.

Санта-Мария-дель-Пополо. Фото авторское
Спустя почти сто лет "Мадонна дель Пополо" и парный к ней "Портрет папы Юлия II" были подарены кардиналу Сфондрати. Тот позже продал обе картины другому итальянскому кардиналу и меценату - Шипионе Боргезе. В XVIII веке следы обоих произведений теряются. Считается, что долгое время "Мадонна с вуалью" висела в святилище Богородицы в Лорето. По другой версии, там находилась лишь одна из копий, но картина всё же получила название "Мадонна Лорето".

Фото: wikimedia.org/Massimo Roselli
Предположительно, в XIX веке "Мадонну" купил английский продавец Александр Дей. Затем, вследствие нескольких сделок, она попала во Францию и досталась Генриху Орлеанскому, пятому сыну последнего короля Франции Луи-Филиппа. От своего крестного отца, последнего принца Конде, Генрих унаследовал обширные земли и богатое имущество. В 1884 году он подарил государству замок Шантийи, где сейчас находится музей Конде, с собранной им художественной коллекцией. В этой коллекции картину несколько раз дописывали поверх оригинального изображения, и сначала её авторство приписывалось Пенни, и только в 1979 году её идентифицировали как работу Рафаэля.

Фото: wikipedia.org/User:Patik
Но вот что интересно - одна из копий этой картины находится в России, причём некоторое время она считалась подлинником Рафаэля и висела в Пушкинском музее. Картина по композиции очень похожа на "Мадонну с вуалью" и отличается отсутствием нимбов над Марией и Иосифом, а также изысканным цветовым решением.

Рафаэль Санти (?). Святое семейство, 1509. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, поступление в 1977 г. из Министерства культуры РСФСР
В 1924 году в одном из старинных господских домов промышленников Демидовых в Нижнем Тагиле была обнаружена потемневшая доска со следами старой живописи. Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны, которая гласила: "Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году". Подпись, конечно, не всегда является гарантией оригинальности произведения...

Надпись по верхней кромке платья "Raphael. Urbinas. Pingebat. MDIX"
Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву. Через год в Тагил приехал Игорь Эммануилович Грабарь. Осмотрев картину, он заключил, что работа нуждается прежде всего в реставрации, а затем в тщательном изучении. Три года понадобилось Грабарю и его коллегам-реставраторам, чтобы вернуть картину к жизни. После реставрации "Тагильская Мадонна" экспонировалась в Пушкинском музее. Только в конце 1970-х музейные сотрудники отказались от атрибуции полотна Рафаэлю и вернули его в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Картина в экспозиции Нижнетагильского музея. Фото: uralcult.ru
По мнению Виктории Марковой, доктора искусствоведения, специалиста по эпохе Возрождения ГМИИ им. А.С.Пушкина, "Тагильская мадонна" - копия XVI века. По художественным достоинствам она проигрывает картине из Конде, но всё же...

Тагильская мадонна
Однозначного ответа на вопрос, как картина попала в Нижний Тагил, до сих пор нет. Но икусствоведы нижнетагильского музея утверждают, что ее судьба связана с семьей Демидовых, владельцев многих уральских заводов, в том числе и нижнетагильских. Любой из Демидовых мог приобрести картину до 1860 года.
Николай Никитич Демидов (1773-1828) за границей жил больше, чем в России. В описи его картин значится 13 картин на сюжет "Святого семейства", причем 7 из них куплены в Италии, а 6 во Франции.
Так же вероятна кандидатура его сына Анатолия Николаевича (1812-1870), купившего себе титул итальяского князя Сан-Донато. Он перевез на двух судах собрание отца в Петербург, где построил для этого специальное здание. Также он мог получить картину в приданное, женившись на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона.
Брат его, Павел Николаевич (1798-1840) тоже умел ценить шедевры искусства. Женившись на известной петербургской красавице Авроре Карловне Шернваль, он преподнес ей кролевский подарок - один из известнейших бриллиантов мира, известный под именем Санси.
Мог приобрести картину и сын Павла и Авроры, Павел Павлович. В Италии он приобрел имение герцогов Медичи - Проталино, где подолгу жил и собрал много картин и вполне мог отправить "Мадонну" "в ссылку" - на Урал.
Такова история картины, 500-летие со дня создания которой отметили в 2009 году...
Источники информации: википедия, ntagil.org , www.oblgazeta.ru
Community Info