galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Category:

Испанцы в Будапештском музее изящных искусств

DSCF9588.jpg
Бартоломе Гонсалес-и-Серрано, 1564-1627.  Иоанн Креститель, 1621

Перед входом в зал, где представлены работы Эль Греко, висит картина испанского живописца Бартоломе Гонсалес-и-Серрано. В основном он писал портреты королевской семьи, но среди его картин есть и несколько религиозных сюжетов, в том числе "Иоанн Креститель" из собрания Эстерхази. Вообще же, главной характеристикой испанской живописи этого периода было всё-таки преобладание религиозной тематики. Связи с итальянскими королевствами, установленные Фернандо II Арагонским, способствовали притоку в Арагон художников с Апеннинского полуострова. А господствовавшие в Кастилии фламандские культурные традиции, смешавшись с итальянскими, привели к образованию в Испании совершенно нового направления живописного искусства, отличного от художественных тенденций Италии, Франции и остальных стран Старого света. Наиболее ярким выразителем испанской живописи XVI века и одновременно совершенно оригинальным стал Эль Греко.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Доменико Теотокопулос, которого позже стали называть Эль Греко, что значит грек, родился на острове Крите, принадлежащим в то время Венеции. Подобно многим своим соотечественникам он искал счастья в Италии, учился в Венеции у Тициана. В 1572 году он вступил в римскую академию Сан Лука, а в 1576 году перебрался в Испанию. При королевском дворце в Мадриде Эль Греко не добился признания и поселился в Толедо - религиозном центре страны. До конца жизни он работал в основном на церковь. Его узнаваемая манера письма сложилась в Толедо, где он писал алтарные образы, святых, евангельские и легендарные сцены, повторяя по нескольку раз свои композиции для разных заказчиков. В своём творчестве он отошёл от традиций Возрождения и искал новые выразительные средства. Для передачи благоговения, экстаза, страсти он искажал и удлинял формы, использовал сверкающие краски.
Творчество этого мастера было в забвении в течение трех столетий. Объясняется это тем, что слишком отличались его произведения от основного направления, по которому начиная с XVI века развивалась западноевропейская живопись.

1. Будапештский музей обладает беспримерно богатым собранием произведений Эль Греко благодаря венгерскому коллекционеру Марцелу Немешу, который в начале XX века купил в Испании в то время мало ценимые произведения. Картина "Кающаяся Магдалина", по-видимому, относится к ранним работам художника. Эту картину Немеш подарил музею ещё в 1921 году.

DSCF9594.jpg
Справа - Эль Греко. Апостол Андрей

2. Магдалина на картине Эль Греко своим удивлённым взглядом и рыжеватыми волосами, падающими на плечи, близка женским образам Тициана. Натюрморт с книгой и черепом, мерцающий пейзаж на заднем плане демонстрируют использование художником приёмов венецианской живописи. Но по композиции и колориту картина уже стилистически отличается от венецианских работ.

IMG_4632.png
Эль Греко, 1541-1614. Кающаяся Магдалина, 1578

3. Действие картины "Моление о чаше" происходит ночью, при луне. Христос освещен ярким светом, исходящим с небес. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Холм символизирует высоту духа, а зелень холма - бессмертие и рост Святого Духа в человеке. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. В христианском искусстве мирт символизирует обращение язычников в христианскую веру, указывает на будущую апостольскую деятельность спящих учеников. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Слева на него смотрит ангел, несущий чашу - символ страстей Христовых. В отдалении справа мы видим Иуду и солдат, которые идут арестовать Иисуса.
"Моление о чаше" попала в музей из коллекции Марцела Немеша.

DSCF9592.jpg
Эль Греко. Моление о чаше, 1605-1610

4. К популярным темам Эль Греко относится и  "Благовещение". Сцену, в которой молящейся Марии является архангел Гавриил и сообщает о предстоящем рождении Спасителя, он писал в нескольких вариантах. Будапештская картина выделяется среди них по красоте. В картине есть изображение и мистики, и действительности. Видим вполне конкретные скамеечку для молитвы, корзинку для рукоделия, цветочную вазу, а предчувствие таинственных событий передано движением спускающегося облака, мерцающим желтовато-голубым светом. Взгляды Марии и ангела обращены друг к другу, положения рук повторяют эту целеустремлённость. Ритм линий и цветовых пятен подчёркивает необычность происходящего.

IMG_0146.jpg
Эль Греко. Благовещение, 1600

5. Хотя Эль Греко писал больше всего картины на религиозные темы, портрет занимал в его творчестве тоже значительное место. В свои религиозные композиции он часто вводил портретные изображения. Но он писал и самостоятельные портреты, делал эскизы с натуры. В будапештском этюде головы на фоне сиреневой драпировки, только эскизно намеченной, и неба с полосками облаков выделяется худое лицо мужчины среднего возраста. Вероятно, картина написана с неизвестной толедской модели как этюд к серии поясных изображений апостолов.

IMG_4410.jpg
Эль Греко. Этюд головы, 1595

6. Кроме показанных работ, музей располагает ещё тремя картинами Эль Греко: "Святое семейство со святой Елизаветой", "Апостол Андрей" и "Снятие одежды с Христа (Эсполио)". Все картины - из собрания Марцелла Немеша.

DSCF9591k.jpg
Слева от этюда мужской головы - Эль Греко. Святое семейство со святой Елизаветой

7. Эль Греко трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

DSCF9595.jpg


8. В творчестве Эль Греко существует пять-шесть полотен, которые можно назвать великими. К числу шедевров первым по времени принадлежит "Эсполио". Цвет хитона Христа, густой и яркий, символизирует цвет самой жизни. Никогда больше Эль Греко не использовал этот цвет в своих картинах. Согласно Евангелию, на картине изображён момент, когда перед казнью Христа солдаты срывают с него одежды. Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова "espoliar" - грабить.

DSCF9593.jpg
Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио), 1577-1579

9. В том же зале видим работы других испанских художников, в том числе картину Висенте Хуана Масипа. И ещё раз удивляемся тому, насколько искусство Эль Греко необычно и своеобразно и как сильно манера его письма отличается от испанской живописи того времени.

IMG_5854.jpg
Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес. Христос с Евхаристией, 1578-1680

10. В XVII веке в Испании появился целый жанр живописи, изображающий бытовые сцены. Испанские художники писали вполне земные трапезы, встречи в тавернах. Вино было неотъемлемым атрибутом этих полотен. Наиболее характерные испанские жанровые картины из народной жизни, так называемые бодегонес, были созданы в Севилье. Одним из самых известных художников, работавших в этом жанре, считается Диего Веласкес.
Диего Веласкес сначала работал в своём родном городе Севилье, но затем переселился в Мадрид и в 1623 году стал придворным художником испанского короля Филиппа IV. Среди его работ больше всего портретов, но он писал и работы на религиозные и мифологические сюжеты, а в молодые годы и жанровые сцены.

DSCF9586.jpg


11. Первым из жанровых произведений Веласкеса, известным в истории искусства, считается полотно "Завтрак", находящееся в Эрмитаже и представляющее собой ранний вариант будапештской картины.

IMG_4847.jpg
Диего Веласкес. Завтрак, 1617. Эрмитаж

12. Одним из лучших ранних произведений жанровой живописи является будапештская картина Веласкеса "Обедающие крестьяне". Простая ясная композиция - группа из трёх человек сидит за накрытым столом. Молодая женщина наливает вино в стакан, который протягивает ей старик. Обратите внимание, как женщина держит бокал. Справа сидит темноволосый юноша и что-то говорит своим товарищам. На столе - скромный обед: хлеб, апельсин, лимон и рыба. В жестах крестьян, в выражении их лиц, одежде отражён характерный облик людей из народа. Полотно в будапештском музее напомнило мне картину из Эрмитажа, однако фигура девушки в центре сделало картину значительно более выразительной и живописной. Эта картина послужила основой для многих известных в истории искусств копий и вариантов.

IMG_5649.jpg
Диего Веласкес, 1599-1660. Обедающие крестьяне

13. Этюд головы юноши для этой картины находится в Эрмитаже.

IMG_5036.jpg
Диего Веласкес. Мужская голова в профиль, 1616

14.В богатой испанской коллекции Будапештского музея есть картина "Непорочная дева" художника Франсиско Сурбарана (1598-1664). Полотно написано на одну из излюбленных тем испанской живописи XVII века. Марию-ребёнка или юную Марию обычно изображали в полный рост. Её взгляд всегда был обращён к небу, что символизировало чистое благоговения. Она парила в вышине, в небесном сиянии среди облаков и головок херувимов. Это довольно большое полотно висит перед входом в зал с картинами Гойи.

DSCF9608k.jpg


15. Франсиско Сурбаран не так известен, как знаменитые Эль Греко или Гойя. Этого художника за пределами Испании до середины прошлого века плохо знала европейская художественная общественность. И в европейских музеях его картин не так уж много. Сурбаран родился в маленькой эстремадурской деревушке Фуенте де Кантос, учился в Севилье у местного мастера Педро Диаса да Валлануовы и большую часть жизни работал в Севилье. Он писал картины главным образом на религиозные сюжеты, выполняя заказы монастырей и церквей. Для его картин характерна строгая композиция, крупные формы, большие чистые цветовые пятна. В поздний период своей жизни он переселился в Мадрид. На художника, попавшего из севильских монастырей с их строгими взглядами в придворное окружение, оказали сильное влияние модные течения того времени. Его стиль значительно изменился - стал мягче, колорит светлее.
Будапештская картина "Непорочная дева" написана в 1661 году в Мадриде за несколько лет до смерти художника. На будапештской картине Мария похожа на девочку - нежный овал лица, белокурые волосы. Её фигурка как бы парит на фоне золотистого неба. В нижней части картины художник изобразил город мечты, фантастическую Севилью. Эту же композицию Сурбаран повторил в другом варианте для сельской церкви Лангон возле Бордо.

IMG_26112014_15.jpg
Франсиско Сурбаран. Непорочная дева (Пуриссима)

16. Франсиско де Гойя (1746-1828) в начале своего пути ничем не отличался от других художников своего времени. Он учился в Мадриде у классического живописца Франсиско Байсу, затем женился на его дочери и, как все художники, совершил путешествие в Италию. Его первые работы по заказу были выполнены для ковровой фабрики в стиле рококо. На них изображены весёлые сценки на природе. И вообще, его всегда интересовали сцены повседневной жизни. С ухудшением обстановки в Испании его картины стали серьёзней, драматичней, выразительней.
В атмосфере Испании конца XVIII-начала XIX века его занимали идеи борьбы народа за свободу, борьбы против инквизиции и мракобесия. В картинах Гойи, в его сериях офортов отразились все уродства испанской жизни: ужасы войны, тайные судилища инквизиции, казнь повстанцев. В 1824 году художник, опасаясь политических гонений, бежал во Францию и до самой смерти работал в Бордо.

DSCF9613.jpg


17. Некоторые картины и офорты посвящены изображению быта народа, народных праздников, корриды. Две будапештские картины "Девушка с кувшином" и парная "Точильщик" относятся к всемирно известным произведениям позднего периода творчества. На этих картинах изображены с помощью новых выразительных средств - свободного скользящего мазка в сочетании с сочными цветовыми пятнами - испанские народные типы. Для обеих работ использован холст одной ранней работы - натюрморта с цветами, что ясно видно на рентгеновском снимке. Обе картины поступили в музей из собрания Эстерхази.

IMG_26112014_19.jpg
Франсиско де Гойя. Девушка с кувшином (Агуадора)

18.

IMG_26112014_18.jpg
Франсиско де Гойя. Точильщик

19. Гойя - выдающийся портретист, мастер глубокого раскрытия человеческого характера. В музее представлен замечательный психологический портрет молодой испанской дамы с милым выражением лица. Эта дама - жена писателя Сеана Бермудеса, друга Гойи. Она не производит впечатление особенно красивой или очень умной женщины, но милой и доброй. Она немного робко и как будто смущаясь смотрит с портрета, а руки её покоятся на вышивании.

IMG_26112014_17.jpg
Франсиско де Гойя. Портрет сеньоры Бермудес, 1795

20. Портрет министра юстиции маркиза Кабальеро выполнен как официальный портрет всесильного и влиятельного человека. Испанский министр представлен в официальном красном мундире с золотыми позументами и в чёрном плаще. Его грудь украшают широкая орденская лента, знак ордена Сант Яго, и большая звезда, пожалованная королём. В левой руке он держит перед собой документ, говорящий о его титуле. Он был одним из столпов испанской реакции. Современники, ссылаясь на его титул, говорили, что он не был ни снисходительным, ни справедливым, и тем более ни рыцарем. Портрет, по-видимому, был написан для городского дома министра. И в этом портрете художник использует совсем другие изобразительные средства, чем в портрете сеньоры Бермудес: чёткие контуры, большие и чистые цветовые пятна.

IMG_26112014_16.jpg
Франсиско де Гойя. Портрет Хосе Антонио, маркиза Кабальеро, 1807



Tags: Венгрия, Испания, живопись, музей
Subscribe

  • Новости культуры за неделю

    Интересные публикации на новостных сайтах Александр Савинов. На балконе. 1909. © Государственная Третьяковская галерея Третьяковка…

  • СКАЗОЧНЫЙ HOBBITON или В ГОСТЯХ У ХОББИТОВ

    Хоббитон — знаменитое место в Новой Зеландии. Удивительная красота природы и отсутствие намека на цивилизацию больше всего понравилось Питеру…

  • Якоб Кристиан Поэн де Вийс.

    Нидерландский художник Якоб Кристиан Поэн де Вийс (Jacob Christian Poen de Wijs (1948-2014)). Peacock Butterfly Goddess of Sleep…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments