Коллекция римских саркофагов Метрополитен-музея широко представлена в коллекциях Поздней Римской империи (III в. н. э.) в арт-галерее Джона А. и Кэрол О. Моранов.
Мраморный саркофаг с гирляндами Мрамор . 200-225.
История Метрополитен-музея начинается с 1870 года, когда группа американских бизнесменов и почитателей искусства решили основать музей. Именно в этом году был приобретен первый экспонат греческой коллекции - римский мраморный саркофаг, найденный в Турции.
«Эмма спрятала скрипичный футляр в саркофаге. Саркофаг был гораздо выше Эммы - Джимми даже пришлось подсадить сестру, чтобы она могла дотянуться. Это был древнеримский мраморный саркофаг с красивой резьбой и без крышки.» («Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире», Э.Конигсбург).Саркофаг подарил Абдулла Деббас - американский вице-консул, который понятия не имел, что в Нью-Йорке открывается музей, но непременно хотел подарить сокровище Америке. Шестнадцать огромных быков тащили находку к ближайшему порту, чтобы оттуда отправить морем в Новый Свет.
Задняя стенка и крышка, покрытая листовидным узором, остались не завершенными. Надпись на пластине отсутствует, отсюда можно предположить, что саркофаг так и не был продан. Переднюю стенку украшает гирлянда из дубовых листьев, которую поддерживают два эрота и богини победы Виктории на углах. Справа и слева над гирляндами – головы Медуз.
Вдоль нижней части крышки шесть эротов охотятся на диких зверей, два эрота украшают углы крышки.
Cаркофаг с гирляндами и сценами мифа о Тесее и Ариадне
Выполнен из лунскийского и пентелийского мрамора. 130—150 гг. н. э. Приобретен музеем по подписке в 1890 г.
Декор крышки выполнен низким, детально проработанным рельефом. На нем изображены крылатые эроты, правящие колесницами, в которые запряжены животные, символизирующие четыре времени года: медведи - весну, львы - лето, быки - осень, кабаны - зиму.
На фронтальном рельефе саркофага четыре эрота держат гирлянды, соответствующие временам года, в которые вплетены цветы, колосья злаков, грозди винограда, плоды граната и листья лавра.
Над гирляндами расположены три эпизода мифа о греческом герое Тесее. С помощью критской принцессы Ариадны Тесею удалось убить Минотавра - чудовищного полу-человека полу-быка, заключенного в лабиринте, где он пожирал афинских юношей и девушек, ежегодно приносимых ему в жертву.
Ариадна вручает Тесею у входа в лабиринт путеводную нить;
Тесей убивает Минотавра;
Тесей покидает спящую Ариадну на острове Наксос, где впоследствии ее пробудит Дионис и сделает своей бессмертной супругой.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами. Выполнен из мрамора. Третья четверть III в. н. э. Поступил из фонда Роджерс в 1910 г.
Первоначально Сирены были символами загробных духов — недаром их называли также "Музами загробного мира". Об этой их функции напоминают изображения Сирен на надгробных памятниках и саркофагах. Один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в «Описании Эллады» Павсания (II век н. э.): «история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен… и сделали себе короны из них»
На левом крае рельефа можно видеть Зевса, Афину и Геру, которые судят состязание между музами и сиренами. Музы, олицетворяющие вершины интеллекта и искусств, одерживают верх над сиренами - полуженщинами-полуптицами, своими чарующими песнями доводившими мужчин до гибели.
Рисунок саркофага был заказан Кассиано доль Поццо (1588 – 1657), одним из известнейших покровителей искусства и учености в Риме во второй половине 17 в. Кассиано доль Поццо принадлежал к группе высокообразованных итальянских аристократов, серьёзно занимавшихся собиранием культурных, исторических и художественных памятников как античного прошлого, так и современности, к учёным, издателям, антикварам и библиофилам. Вместе со своим братом Карло Андреа дал Поццо он подготовил и обработал собрание документов и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима. В течение 40 лет учёный занимался этим проектом, заказывая также художникам зарисовки и эскизы сохранившихся древнеримских и раннехристианских реликвий.
В те времена саркофаг принадлежал семейству дель Неро, которые, по-видимому, превратили его в сундук. На передней панели осталась замочная скважина, а на боковых поверхностях - гербы семейства с изображением вздыбленного пса.
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Саркофаг с изображением музыкального состязания между музами и сиренами (деталь).
Cаркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе. Mрамор. Начало III в. н. э.
Украшенные рельефами со всех сторон, овальные саркофаги-леносы (овальнй чан-давильни для винограда) должны были стоять в центре погребального пространства, но как было на самом деле – неизвестно...В Метрополитен-музее находится саркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе. Саркофаг был обнаружен в нетронутом виде и в превосходном состоянии в 1825 г. в погребальной камере в Остии. Вскоре он был приобретен закупочной комиссией прусского короля и вывезен в Германию. Считалось, что он был уничтожен пожаром в Варвикском замке в 1871 г.; Carl Robert включил его в свой свод саркофагов как утраченный и известный только по старым гравюрам. Саркофаг появился на рынке произведений искусства в Лондоне в 1913 г. Поступил в коллекцию музея Метрополитен в 1947 г.
Эндимион был охотником либо пастухом на горе Латмус в Карии. Его красота привлекла к себе внимание Селены, богини Луны, когда та пересекала небо на своей колеснице. Пожелав сделать его своим возлюбленным, она достигла своего после того, как Эндимион был погружен в вечный сон. На этом саркофаге показан момент, когда Селена приближается к Эндимиону, чтобы овладеть им. Он лежит обнаженный, чуть откинувшись вправо, одежда обычна для охотника, правая рука закинута за голову — типичная поза, в которой изображался спящий человек в греческом искусстве. Селена спускается с небесной колесницы на Землю, поводья держит женская фигура в коротком платье. Другая женская фигура, с приятным лицом, напоминающим лицо самой Селены, склонилась над Эндимионом. В ее руке стебель с маковыми головками, она льет на юношу снадобье, являясь, по-видимому, олицетворением вечного сна.
Фронтальный рельеф.
Цель и смысл изображения римлянами мифа об Эндимионе на саркофагах II—III вв. н. э. вызывает множество споров. Уместность этой темы для погребального памятника очевидна, поскольку по своей чистой сути он представляет собой иллюстрацию исчезновения барьеров между божеством и смертным, а также преподносит любовь и сон как альтернативу смерти. Как в греческом языке, так и в латыни выражение «спать сном Эндимиона» служило идиомой глубокого долгого сна, дословным или метафорическим обозначением смерти, и семья покойного вполне могла воспринимать его уход из жизни в таких терминах. Если выбор саркофага был обусловлен подобными соображениями, то пол покойного, похоже, не имел значения, поскольку в саркофагах с мифом о Селене и Эндимионе погребали как женщин, так и мужчин, равно как супружеские пары и детей.
Скульпторы, работавшие в мастерских Рима и его окрестностей, изготовляли саркофаги с мифом об Эндимионе на протяжении более пяти поколений, со 130-х годов по IV в. н. э., даже в самых поздних образцах демонстрируя понимание сюжета, а не простое воспроизведение образца. На саркофаге из музея Метрополитен, изготовленном приблизительно в 160 г., подчеркнут пасторальный фон сцены. Движение Селены оказывается самым значительным. Одежда под порывами ветра обтягивает ее ноги, хитон приподнимается, накидка развевается над головой, образует полумесяц, персонифицируя Селену как Луну. Сходя с колесницы, она ставит свою ногу между скрещенных ног Эндимиона.
Саркофаг несет на себе густонаселенную сцену, полную движения, драматичности и эротизма. Нога лошади физически выступает из рельефа и находится спереди от женской фигуры, держащей поводья, а персонификация Земли, лежащая у ног лошади женская фигура со змейкой в руке, расположила свой локоть буквально рядом с ногой сидящего пастуха. Сцена насыщена движением: лошади оборачиваются, женщина с поводьями устремляется вперед, и при этом смотрит назад, пастух наклоняется, чтобы приласкать собаку. Колесо повозки, идеальный круг, находится точно в середине основания композиции и служит осью, вокруг которой происходит движение.
Стайка купидонов, разлетающихся в стороны от Селены, заполняет окружающее ее пространство предчувствием любви и освещает ее путь факелами, как освещали путь новобрачным на римских свадьбах. Селена изображена так, как это было принято в греко-римском эротическом искусстве, с обнаженной правой грудью, а оставленная малая часть одеяния Эндимиона усиливает чувственность его фигуры. Поза, в которой он лежит, типична для изображений на саркофагах, однако она не встречается в полнообъемной скульптуре, и непригодна для сна. Возможно, художник развернул тело в сторону зрителя, чтобы тот разделил с Селеной наслаждение от этого зрелища.
Остальные фигуры олицетворяют природные явления и дополняют обстановку. По краям панелей изображены купидоны с фруктами и животными — атрибутами времен года, — олицетворяющие плодородие и изобилие Земли. Гелиос-Солнце правит своей колесницей, запряженной четверкой лошадей, которая летит над персонификацией Океана, а в левой части Селена движется на своей колеснице над персонификацией Земли. Словно преследуя друг друга, они символизируют движение космоса и течение времени в мифе.
Правый торцовый рельеф.
Левый торцовый рельеф.
Помимо основной сцены - мифе о Селене и Эндимионе - саркофаг украшен еще несколькими; все они имеют отношение к любви.
Фриз крышки.
На одной из десяти панелей фриза крышки, расположенной слева от надписи, изображена заключительная часть романтической встречи Селены и Эндимиона: они сидят на скале; Эндимион расположился спиной к Селене, а та пытается повернуть его лицо к себе, возможно, чтобы поцеловать его. На римских саркофагах такой сюжет более нигде не встречается; Sichtermann показал, что источником его послужили изображения Венеры и ее смертного любовника Адониса, раненого и умирающего у нее на руках. И в том, и в другом случае отвергающим жестом юноша, возможно, подчеркивает различие между богами и смертными, а жест богини, наоборот, служит попыткой стереть это различие.
На другой панели крышки изображены Купидон и Психея - сюжет, визуально сравнимый с предыдущим, но по сути ему противоположный. Психея касается подбородка Купидона, который отворачивается от нее, но здесь он - бог, а она - смертная. Наиболее полная версия мифа относится ко второму веку и содержится в Метаморфозах Апулея, где старуха рассказывает эту историю чтобы успокоить девочку, проснувшуюся от дурного сновидения. В отличие от мифов об Эндимионе и Адонисе с их неоднозначными концовками, миф о Психее имеет счастливый конец: боги пробуждают ее от магического сна и делают вечной невестой Купидона.
Купидон и Психея появляются вновь под левой львиной протомой (изображение передней части тела животного или мифологического существа); они обнимаются, видимо, преодолев разногласия, имевшиеся в верхней сцене.
Венере посвящены три другие панели на крышке: в одной она полуобнажена и стоит в окружении купидонов, держа в руке яблоко; в следующей (справа) сцене она полностью обнажена и сидит на скале рядом с деревом, а вокруг порхают купидоны.
Протагонист этих сюжетов изображен на отдельной панели в левой части крышки: обнаженный, в шлеме, с копьем и мечом, он смотрит в сторону двух образов Венеры. Можно предположить, что это Марс, которого в римском искусстве часто изображали любовником богини. Прочие фигуры олицетворяют явления природы и формируют обстановку, в которой развиваются сюжеты. На крайних панелях крышки изображены мужские фигуры на фоне пейзажа, которые служат продолжением пасторальных сцен главного рельефа и являются персонификациями места (возможно, горы Латмос), где, согласно мифу, жил Эндимион. На соседних с ними панелях можно видеть купидонов с фруктами и животными - атрибутами Времен года или Диониса, бога виноделия.
Эти декорации находят продолжение на тыльном рельефе саркофага, где между деревьев пасутся лошади и прочий скот, а мужские и женские фигуры лежат в расслабленных позах. И, хотя после того как саркофаг помещали в гробницу, задняя стенка, могла оказаться скрытой от глаз зрителей, ее картина выражала общее идиллически-романтическое настроение главных рельефов.
Саркофаг представляет особый интерес, поскольку он несет надпись, позволяющую установить личности как покойной, так и заказчика. На крышке можно видеть портрет покойной с прической, вошедшей в моду благодаря императрице Юлии Домне. Рядом с портретом расположена надпись: ANINIA HILARA / CL * ARRIAE MARI / * INCONPARABILE / FECIT * VIXIT * / ANN * L * MEN / * X. Перевод надписи: «Аниния Илара сделала (этот саркофаг) своей несравненной матери Клавдии Аррии, прожившей 50 лет и 10 месяцев».
Бюстовый портрет Клавдии Аррии смотрится как будто помещенным в окно, что делает ее зрительницей, наблюдающей за вымышленными любовными историями; строгое выражение ее лица не исключает ее интереса к представлению. Без сомнения, заказчица, ее дочь Аниния Илара выбирала этот саркофаг из нескольких экземпляров с разными сюжетами. Стандартные жест и одеяние Клавдии Аррии, а также отметины резца вокруг ее головы свидетельствуют о том, что ее портрет был высечен из заранее оставленной грубой заготовки. На то, что саркофаг был специально выбран, указывает то обстоятельство, что портрет покойной был завершен; на нескольких подобных саркофагах заготовки для портретов остались необработанными.
Ничто не свидетельствует о том, к какому классу общества принадлежали эти женщины; можно лишь утверждать, что роскошный саркофаг стоил Анинии Иларе большей части ее состояния. Источник ее дохода остался неизвестным, и она не упоминается в других надписях из Остии, за исключением одной, в которой некая вольноотпущенница названа только по имени «Aninia»: это скромная траурная плитка от супруга и хозяина. То, что в надписи на саркофаге матери она указана как единственная заказчица памятника, свидетельствует, что супруг Клавдии Аррии умер раньше нее, или что Аниния Илара была ее единственной наследницей, или что у дочери имелись какие-то причины действовать в одиночку.
Фриз крышки: надпись и портрет покойной.
Саркофаг с портретом умершего в медальоне, поддерживаемом летящими эротами. Мрамор. Ок. 190—200 гг. н. э.
Дар Джозефа Ноубла ,1956 г.
Центральный портрет внутри медальона держат два летящих эрота. Внизу изображены полулежащими Земля, держащая рог изобилия, и Океан.
Портрет солдата в военном плаще помещен внутри круглой рамки или щита, отсюда его название «щитовой портрет».
По краям саркофага Купидон и Психея.
Саркофаг-ленос с изображением Диониса на пантере, известный как «Бадминтонский саркофаг». Белый мрамор. 260—270 гг. н. э. Предположительно, из Рима. Был приобретен третьим герцогом Бофорт у кардинала Джулио Альберони. С 1727 г. находился в Бадминтон-хаусе, резиденции герцогов Бофорт (Глостершир). В 1955 г. был приобретен Фондом Джозефа Пулитцера и передан в дар музею Метрополитен.
На трех сторонах этого крупного овального саркофага можно насчитать сорок фигур людей и животных, самые высокие из которых изображены в половину натурального размера. Высота рельефа местами достигает 12.7 см, большая часть его почти полностью выступает над плоскостью. Фигуры выполнены в двух контрастирующих масштабах: крупные и миниатюрные. Первые характеризуются сглаженным мышечным рельефом и занимают большие участки, миниатюрные фигуры, драпировки и предметы обстановки группируются вокруг крупных фигур, заполняя всю поверхность. Баланс между группами и направления множества взглядов спланированы столь умело, что многофигурная композиция вызывает ощущение единства и покоя.
Все существа на рельефе собрались вместе, чтобы восславить своего бога, Диониса, и щедрость природы. Бог располагается в центре, окруженный по сторонам Временами года.
Рельеф читается следующим образом: Дионис сидит на львице (с хвостом с кисточкой), которую иногда описывают как пантеру, с тирсом (деревянный жезл, увитый плющом и виноградными листьями, сделан из стебля гигантского фенхеля, увенчанный шишкой пинии) в одной руке и глубоким кувшином в другой. Его украшает гирлянда из винограда; через плечо перекинута козлиная шкура с головой и копытами, хотя по традиции его культа это должна быть шкура молодого оленя . У его ног лежат атрибуты мистерий, такие как корзинка со змеей, прикрытая крышкой. Его окружают сатир, менада и Пан. Сатир (видно только его лицо в профиль) держит в руках бубен и посох. Менада, одетая в козлиную шкуру, играет на кимвалах (парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок). Пан держит на плече бурдюк с вином, а в руке рог, который наполняет из своей чаши Дионис.
Четыре времени года представлены крылатыми юношами. Весна изображена с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями, серпом (сломан) и венком из колосьев; Справа от Весны - Бог Океан, полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина;
Справа от Диониса - Осень — с корзинкой, полной фиг и с ветвью фигового дерева в руке; Зима — с парой уток, водным растением и связкой камышей.
Бог Реки, бородатый и с козлиными рожками, держит рог изобилия и водное растение. С краю от бога Реки, в конце овального закругления, стоят два крылатых юноши, один из них с уткой и полной чашей, другой — с фруктовой корзинкой и ветвью.
На правой торцовой стороне, также в полулежащей позе, располагается Теллус, богиня Земли, в ее руке – также рог изобилия. Рядом с Землей стоят два сатира. Один из них свернул из козлиной шкуры мешок для фруктов, второй же, вытянув шею по-утиному, держит корзинку и посох. Рядом с ним пантера охраняет корзину. И Телус, и Океан, и юноши, представляющие времена года, вместе с богом дают урожай, способствуют сбору винограда и превращают воду в вино.
Миниатюрные фигуры, заполняющие пустые места в композиции, включают около дюжины небольших существ, ведущих себя как эроты, ласкающие или дразнящие животных, музицирующие, выпрашивающие фрукты или ворующие их. У некоторых из них тела вполне взрослые, с развитой мускулатурой, лица несколько поросячьего вида, у них нет крыльев, у одного имеется хвост, другой перекинул через руку козлиную шкуру. Иными словами, одни из них представляют собой миниатюрных взрослых сатиров, другие же напоминают эротов. Они протискиваются между ногами крупных фигур или устраиваются между их головами везде, где есть свободное место. Они отличаются от своих крупных сородичей не только размером, но и поведением.
По сравнению с юными Временами года, мягкие и задумчивые взгляды которых устремлены вдаль, эроты пронырливы, энергичны и полны решимости. Их активность дополняет общую тему, как неугомонность юных певчих в большом хоре. Персонажей обоих типов объединяет общее свойство — отсутствие смущения, что в наше время чаще можно встретить у животных, чем у людей, утративших врожденную естественность. Все они вовлечены в одно занятие — празднование мистерии чередования времен года.
В самом низу, на земле можно видеть миниатюрных взрослых животных — быков со свисающими складками шеи, собаку, двух оленей, утку и кабана. Крышка саркофага не сохранилась, а потому идентифицировать его владельца по надписи невозможно. Задняя стенка саркофага, не несущая рельефа, была обращена к стене гробницы; верхняя ее часть осталась необработанной, сохранив тот вид, какой она имела, когда поступила из каменоломни; нижняя часть была стесана и сглажена, видимо, соответственно форме стены гробницы. На ней имеются многочисленные круги, нанесенные циркулем в античные времена: некоторые концентрические, другие — пересекающиеся: они расположены в случайном порядке и предназначение их неясно. Возможно, их использовали для выравнивания.
Этот превосходный саркофаг с изображениями Времен года был привезен в Англию в начале XVIII века и до недавнего времени не пользовался вниманием археологов. Его полная фотография была опубликована в 1942 г. сэром Осборном Ситвеллом, исследовавшим комнату монументов Бадминтон-хауса в Глостершире и впервые описавшим саркофаг. Саркофаг являлся частью крупной коллекции, приобретенной третьим герцогом Бофорт в его большом турне 1726—1729 гг., предположительно, в Риме, при содействии кардиналов Альбани и Альберони. Молодой герцог распорядился установить его в большом зале Бадминтон-хауса, где он оставался в собственности герцогов Бофорт до недавнего перемещения его в музей Метрополитен; декоративная обстановка для саркофага была создана Уильямом Кентом. На тыльной стенке имеется надпись «1733 hic pos». Предположительно, в это время рельеф был очищен от инкрустации, которая до сих пор покрывает тыльную сторону и основание саркофага. Носы некоторых фигур, отломанные в античные времена, были восстановлены, одни из мрамора, другие из гипса. Последние были удалены после того как саркофаг поступил в музей. Молодому герцогу саркофаг был представлен как «купальня Августа», и вполне возможно, этой легенде мы обязаны утратой крышки с эпитафией, которая была явно лишним для ванны предметом.
Бадминтон-хауз. Бадминтон, графство Глостершир, Великобритания. (около 1740 г.)
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5548
http://onthemoon.narod.ru/mif1.html
http://www.metmuseum.org/toah/hd/rsar/hd_rsar.htm
http://oiskusstve.ru/velikije-muzei/2164-novye-galerei-iskusstva-drevney-grecii-i-rima-v-metropoliten-muzee-nyu-york.html
http://katerinagoltcman.com/stati/mnenie/tot_samyy_znamenityy_muzey_izobrazitelnykh_iskusstv_metropol/
Community Info