В залах "Традиционное народное искусство" Музея декоративно-прикладного и народного искусства
В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек: Сергиев-Посад, Дымково, Каргополь, Абашево, Филимоново, Хлуднево, Жбанниково. Жбанниковская свистулька - это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для ярмарочных зазывал. Нижегородские ярмарки потому и вошли в историю, что торговля там шла очень бойкая. Чтобы покупатель не прошел мимо прилавка, продавцы старались на все лады. Нанимали плясунов с медведями, которые "ломали комедию", музыкантов с гармошкой и опытных зазывал, которые могли перекрыть ярмарочный шум зычными криками - или гудением свистульки.
Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма - пирамидка на трех ногах-основах, символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова - здоровье в семью.
Имел свое значение и каждый цвет. Белый - жизнь, красный - солнце, тепло и любовь, желтый - цвет хлеба, зеленый - роста, синий - неба, черный - плодородия, золотистый - денежного достатка. Видимо, чтобы в каждую игрушку вместилось как можно больше хороших символов, мастера делали их очень яркими и нарядными. Туловище глиняного животного красили в один яркий цвет, а сверху тычком наносили целую россыпь точек, пятен или полосок другого оттенка. Иногда изделия расписывали под хохлому.
Дымковская игрушка возникла в XV-XVI веках в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником "Свистунья", к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка - изделие ручной работы, создание одного мастера. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Богородская резьба (Богородская игрушка) - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.
Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки". Санки были частью веселого праздничного катания. На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением. Кроме того, яркие декоративные орнаменты наделялись магическим, оберегательным смыслом.
На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига.
Женская праздничная одежда, женские и девичьи головные уборы, вышивка из различных традиционных центров - необыкновенная декоративность и красочность отделки сочетается в народном костюме с благородной простой и конструктивностью кроя.
В залах "Традиционное народное искусство" представлены предметы из уникальной коллекции домовой резьбы Поволжья: резные лобовые доски, причелины, оконные и светелочные наличники.
Демонстрируются расписные детали крестьянского дома различных областей Русского севера - Архангельской, Вологодской, Костромской, а также Урала и Алтайского края, крестьянская мебель и посуда. В форме и декоре этих предметов отражался ритуальный характер крестьянского уклада жизни.
Community Info