galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Categories:

Фёдор Рокотов. Собрание Исторического музея


Ф.С. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II, конец 1770-х - 1780-е гг.

Начало - на выставке Фёдора Рокотова
Продолжим знакомство с коллекцией Исторического музея. Написанный Рокотовым портрет Екатерины II точно повторяет композицию её большого парадного портрета, созданного в 1776 г. знаменитым парижским портретистом Александром Росленом. Портрет не понравился императрице и вскоре она распорядилась: при создании копий голову писать по оригиналу Рокотова. Подобные изображения называют иконографическим типом Рослена-Рокотова.

Обосновавшись в Москве, художник написал множество портретов представителей московского дворянства - камерных, погрудных или поясных, без лишних деталей. Портреты Фёдора Рокотова не спутаешь ни с какими другими - они заставлют остановиться и вглядываться в эти лица, а многие просто притягивают: В них читается достоинство и ум, глубина и одухотворённость - хочется подробнее узнать о личности, изображённой на портрете.
Чьи же лица мы видим на портретах Рокотова? Итак, пристпим...
Портрет девочки во взрослом наряде поступил в Исторический музей в 1927 г. после ликвидации музея-усадьбы Покровское-Стрешнево. Александра Фёдоровна Глебова (1766-1796) - дочь сенатора, генерал-аншефа Ф.И. Глебова и его первой жены А.И. Дашковой, изображена в платье пастельного оттенка по моде конца XVIII века. Впоследствии Александра вышла замуж за Дмитрия Михайловича Щербатова, дядю русского философа Петра Яковлевича Чаадаева.


Ф.С. Рокотов.  Портрет А.Ф. Глебовой в детстве, начало 1770-х гг. Холст, масло.

Портрет Васильчиковой поступил в 1905 году в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина. Анна Кирилловна Васильчикова (1754-1826) - четвёртая дочь гетмана Малороссии, президента Академии наук графа К.Г. Разумовского от брака с Е.И. Нарышкиной, изображена с фрейлинским шифром - инициалами царствующей императрицы на голубой ленте, который все фрейлины продолжали носить и после придворной службы. В отличие от своих сестёр она плохо усвоила воспитание на французский манер, с детства любила церковные службы и до конца жизни оставалась простой русской барыней. По семейному преданию, в 1797 г., передав своё состояние мужу, Васильчикова хотела стать монахиней, но супруг ей этого не позволил. После его смерти в 1808 г. Анна Кирилловна приняла монашеский постриг с именем Агния во Фроловском монастыре (Киев). Внук Анны Кирилловны А.А. Васильчиков - действительный статский советник, историк, директор Эрмитажа, собрал ценнейшую коллекцию гравюр, вошедшую в начале XX века в собрание Исторического музея.


Ф.С. Рокотов. Портрет Анны Кириловны Васильчиковой, урождённой княжны Разумовской (1754-1826). Конец 1770-х

Великий князь Александр Павлович - будущий российский император Александр I. Старший сын великого князя Павла I и великой княгини Марии Фёдоровны. В начале 1780-х гг. было написано несколько портретов великого князя Александра Павловича. Самый первый находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, остальные - авторское повторение. На будущем императоре - бриллиантовый эполет - наплечный знак воинского различия, на груди - крест Св. Анны, который младенец получил через 8 дней после своего рождения, наследный орден Св. Анны, Андреевская лента.


Ф.С.Рокотов. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-х гг.

Портреты Екатерины II в период её царствования были широко востребованы. Значительная часть известных портретов связана с оригиналом Ф.С. Рокотова из Русского музея.


Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет императрицы Екатерины II. Копия с оригинала Ф.С. Рокотова !769-1770 гг. (Русский музей). Конец XVIII в.

Следующий портрет экспонируется впервые, он был определён в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова в 2018 году. Поступил в 1927 г. из Государственного музейного фонда. Мария Абрамовна Волконская (1736-1794) - дочь князя А.М. Волконского и Е.М. Самариной. Княжна жила в Москве, похоронена в Донском монастыре вместе с родителями. Её сестра Наталья Абрамовна последовала в Сибирь за мужем, М.А. Пушкиным, отнюдь не декабристом. За попытку изготовления фальшивых купюр его приговорили к смертной казне, заменённой ссылкой с лишением всех дворянских прав, и именованию "бывший Пушкин". Волконская изображена в свободном домашнем наряде с капюшоном для сохранения причёски. Исследования показали, что на портрете был полностью переписан костюм. Его живописное исполнение соответствует стилю мастерской Ф.И. Рокотова.


Ф.С. Рокотов. Портрет княжны М.А. Волконской, 1770-е гг. Холст, масло

Неизвестный изображён с лентой и звездой ордена Св. Анны. Владелец портрета Н.Е. Струйский (1749-1796) - поэт-графоман, восторженный поклонник искусства, был другом и заказчиком Ф.С. Рокотова. Учеником живописца был талантливый крепостной художник Струйского Андрей Зяблов. По-видимому, на портрете изображён кто-то из родственников семьи Струйских-Озеровых.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного в тёмно-зелёном кафтане. Конец1760-х-1770-е гг. Холст, масло
.
Портрет Воронцовой экспонируется впервые. Графиня Прасковья Фёдоровна Воронцова (1749-1797) приходилась троюродной бабушкой А.С. Пушкину. С 1773 г. - жена графа А.И. Воронцова (1748-1813), сенатора, действительного тайного советника. В 1799 г. он стал восприемником при крещении Александра Пушкина, с которым также состоял в дальнем родстве.


Неизвестный художник второй половины 19 в. Портрет графини П.Ф. Воронцовой. Копия с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова () 1770-х гг. Вторая половина 19 в. Холст, масло

Портретируемый изображён с лентой ордена Св. Александра Невского и знаком ордена Св. Анны на шейной ленте. С.В. Гагарин (1713-1782) - сын новгородского губернатора князя В.И. Гагарина и М.И. Волковой. В Москве жил в огромном доме на углу Рождественки и Страстного бульвара, построенном для него М.Ф. Казаковым. Позднее в нём находился Английский клуб, а затем - Ново-Екатерининская больница. Живя в Москве, управлял имениями Екатерины II.


Мастерская Ф.С. Рокотова. Портрет князя С.В. Гагарина. Копия с оригинала Ф.С. Рокотова не позднее 1768 г. (Русский музей). Конец 1760-х гг. Холст, масло

Н. А. Бекетов (1729-1794) - сын симмбирского воеводы, полковника А.А. Бекетова. В 1762 г. Петром III был произведён в генерал-майоры, в 1763 г. назначен Еакатериной II астраханским губернатором. В этой должности принёс много пользы отечеству, развивал земледелие и шелководство, создал астраханское виноделие, урегулировал торговые отношения с Персией, способствовал переселению на Волгу иностранцев со всей Европы, основал немецкое поселение Сарепта, улучшил рыбные промыслы. За свою деятельность был пожалован в сенаторы.


Неизвестный художник середины 19 века. Портрет Н.А. Бекетова. Копия с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова (не ранее 1773). Холст, масло.

По-видимому, данный портрет является копией, исполненной в мастерской Рокотова вскоре после создания оригинала.


Неизвестный художник второй половины XVIII века (мастерская Ф.С. Рокотова). Портерт неизвестной. Холст, масло

Следующий портрет поступил в 1905 г. в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина. Особенностью данного портрета является отсутствие завершающих красочных слоёв. Он не окончен автором или утратил верхние слои в результате непрофессиональной реставрации. В XX веке реставратор слегка прописал черты изображённого.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного военного, начало 1770-х гг. Холст, масло.

Портрет почтенной дамы определён как работа Ф.С. Рокотова в 2016 году в Историческом музее. На портрете изображена дочь первого вице-адмирала русского флота Н.А. Сенявина и Н.Ф. Языковой, сестра адмирала А.Н. Сенявина, жена капитана флота Матвея Васильевича Ржевского. Три её сына стали генералами, один - капитаном I ранга. Ещё у неё были четыре дочери! Бант, символизирующий спокойствие и умиротворённость, украшает чепец матери семейства.


Ф.С. Рокотов. Портрет Ф.Н. Ржевской. Первая половина 1770-х гг. Холст, масло. Поступление в 1927 году из Государственного музейного фонда.

Мария Алексеевна Гагарина (1753-1804) - дочь генерал-майора князя А.Н. Волконского и М.Р. Кошелевой. Жена князя И.С. Гагарина, отличившегося в Чесменском сражении, крупного масона и основателя ложи "Сфинкс".  Их усадьба находилась в Армянском переулке, д. 11


Карл Розен (ученик Ф.С. Рокотова). Портрет княгини М.А. Гагариной. Видоизменённая копия 1794 г. с несохранившегося оригинала Ф.С. Рокотова 1775 г. Холст, масло

А.А. Яковлев (1726-1781) - действительный статский советник, президент юстиц-коллегии, главный член Монетной экспедиции в Москве, был женат на княжне Наталии Борисовне Мещерской, похоронен в Новодевичьем монастыре вместе с женой. Владел усадьбой в Москве (Гоголевский бульвар, д.2).


Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет А.А. Яковлева. Копия с оригинала Ф.С. Рокотова (Пушкинский дом, Петербург) (?), конец XVIII в. Холст, масло

Поступление: в 1889 г. от Е.М. Сушковой, ранее - в собрании Н.Е. Струйского и его потомков в имении Разуваевка Инсарского уезда Пензенской губернии. Рокотов изобразил Сумарокова в резком повороте головы. 26 января 1767 г. он был пожалован орденом Св. Анны и чином действительного статного советника, что и стало вершиной чиновничьей и придворной карьеры Сумарокова. Жабо появились как украшение мужской сорочки, и до 1840-х гг. оставалось преимущественно деталью мужского костюма.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Сумарокова, не позднее 1777 г. Холст, масло

По предположению Н.Г. Пресновой (Третьяковская галерея), на картине изображена Екатерина Ивановна Козицкая (1746-1833), дочь богатого симбирского купца-старообрядца И.С. Мясникова. С 1771 г. - жена Г.В. Козицкого, писателя и журналиста, статс-секратаря Екатерины II в 1768-1775 гг. После смерти мужа жила в Москве в доме на углу Тверской и Козицкого переулка, названного в её честь. Портрет из собрания И.Б. Баженовой (Москва) известен с 1923 г., когда он впервые экспонировался на выставке работ Ф.С. Рокотова в Третьяковской галерее. Аналогичный портрет хранится в Русском музее.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И. Козицкой), конец 1770-х - начало 1780-х гг. Холст, масло



Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного в голубом кафтане, 1770-е гг. Холст, масло. Собрание Т.А. Удрас, Москва

Следующий портрет экспонируется впервые, определён в 2019 г. в Историческом музее как работа, созданная в мастерской Ф.С. Рокотова и с его участием. Живопись с гладким письмом без особых признаков манеры автора характерна для копийных произведений. Участие Рокотова обнаруживается только в лице модели серией типичных для него энергичных мазков. В 1740 г. после казни отца её сослали в Сибирь вместе со старшей сестрой Анной. Обеих насильно постригли в монахини. После воцарения Елизаветы Петровны с сестёр сняли монашеский обет и разрешили вернуться в Москву. Мария Артемьевна вышла замуж за графа И.И. Воронцова. В день свадьбы императрица вернула им имение рода Волынских Вороново.


Ф.С. Рокотов и мастерская. Портрет графини М.А. Воронцовой. Копия неизвестного художника с участием Ф.С. Рокотова с его оригинала !760-х гг. (Русский музей). Конец XVIII в. Холст, масло.

"Портрет дамы в серебристом платье" был приобретён на аукционе "Кристис" в 2008 году как работа неизвестного художника испанской школы XVIII века.


Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестного (Князя Александра Борисовича Куракина?) (1752-1818). Копия с неизвестного оригинала конца XVIII в. Холст, масло
Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в серебристом платье, 1780-е гг. Холст, масло. Собрание С.А. Подстаницких, Москва

Портрет Стрешнева поступил в 1927 г. после ликвидации музея-усадьбы Покровское-Стрешнево в составе коллекции семейных портретов князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, определён в 2017 году в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова. В.И. Стрешнев изображён с лентой ордена Св. Александра Невского. С 1730 года В.И. Стрешнев - камер-юнкер двора Анны Иоановны, в 1741 году - уже тайный советник. После дворцового переворота 1741 года привлечён к следствию как лицо, близкое к опальному вице-канцлеру графу А.И. Остерману, лишён чинов и ордена.


Ф.С. Рокотов и мастерская. Портрет В.И. Стрешнева. Конец 1760-х гг. Холст, масло.

Варвара Алексеевна Нарышкина (1760-1827) - дочь князя А.Н. Волконского и М.Р. Кошелевой, внучка известной политической деятельницы А.П. Волконской (сестры графа А.П. Бестужева-Рюмина). В браке родила девять детей. Это её старшая дочь Маргарита Михайловна после гибели в Бородинском сражении мужа, генерал-майора А.А. Тучкова, приняла монашество с именем Мария. Она стала основательницей и игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. В.А. Нарышкиной принадлежал дом В Москве, на Пречистенском бульваре (Гоголевский бульвар, д. 10). Похоронена в Донском монастыре рядом с мужем.


Ф.С. Рокотов. Портрет В.А. Нарышкиной. Конец 1780-х - начало 1790-х гг. Холст, масло

Парадный воинский портрет до 1917 г. находился в родовом имении Ярополец графов Чернышевых, поскольку генерал-аншеф, сенатор П.И. Панин и основатель майората в этом имении граф З.Г. Чернышев были женаты на родных сёстрах, урожденных баронессах Ведель. Панин (1721-1789), покрывший себя славой в сражениях Семилетней войны и в войне с турками, изображён в стальных латах и голубом бархатном плаще, с алмазной звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного, со звездой и лентой Св. Георгия 1-й степени и знаком ордена Св. Анны на шейной ленте. Командовал войсками, выступавшими против Пугачёва, был членом суда над Пугачёвым. С конца 1775 г. отошёл от дел и занимался благоустройством усадьбы Михалково. В Москве жил в большом собственном доме (Мясницкая, д. 43, стр. 1). В 1783 г. унаследовал после смерти Н.И. Панина усадьбу Дугино в Смоленской области и переехал туда с семьёй.


Ф. С. Рокотов. Портрет генерал-аншефа графа П.И. Панина. Видоизменённая копия с несохранившегося оригинала В. Эриксена, вторая половина 1770-х гг. Холст, масло

Портрет Сумарокова поступил в 1940 г. из музея "Александровская слобода", до этого находился в усадьбе Завалино близ Александрова, в 2017 году определён в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова, исполнен с оригинала другого художника. Александр Петрович Сумароков (1717-1777) - один из крупнейших русских литераторов XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Изображён с лентой и звездой ордена Св. Анны. Очевидно, заказчиком стал Н.Е. Струйский, большой поклонник таланта А.С. Сумарокова.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Сумарокова, не позднее 1777 г. Холст, масло

Портрет Белосельской определён в 2008 г. в Историческом музее как работа Ф.С. Рокотова. Анна Фёдоровна Белосельская (1740-1796) - единственная дочь генерал-лейтенанта, генерал-полицмейстера Петербурга Ф.В. Наумова и М.М. Самариной. Жена князя А.М. Белосельского, дипломата, члена посольства в Париже, куда Анна Павловна отправилась вместе с супругом в начале 1760-х гг. Брак не был счастливым, она вернулась в Москву и поселилась в родовом доме в Газетном переулке, д. 14/1, стр. 1. Перед смертью она родила от П.И. Самарина незаконнорожденного сына, который впоследствии получил дворянство и стал известным коннозаводчиком.


Ф.С. Рокотов. Портрет А.Ф. Белосельской, 1770-е гг. Холст, масло

Информация со стендов и этикетажа экспозиции
Tags: Россия, выставка, история, коллекции, портрет
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments