galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Category:

Три смоленских портрета княгини Тенишевой

DSCF4201.jpg

Начну рассказ о коллекции Смоленской картинной галереи с трех портретов Марии Клавдиевны Тенишевой. Это работы Валентина Серова, Ильи Репина и Константина Коровина. Хочу показать, как эти портреты выглядят в интерьере музея среди других живописных работ, при музейном освещении на авторских фотографиях, и на фотографиях, позаимствованных из интернета.

1. При знакомстве с экспозицией музея первым встречается прекрасный портрет кисти Серова. Работа поступила в 1924 году из Историко-этнографического музея М.К.Тенишевой, ранее находилась в собрании княгини.

DSCF4202.jpg


Этот портрет - единственная работа  Валентина Серова в Смоленской картинной галерее. Княгиня изображена в кружевном вечернем платье без украшений в обстановке своей петербургской квартиры на Английской набережной. Собака у ног Тенишевой направляет наше внимание на лицо Марии Клавдиевны.

x-018.jpg
Валентин Серов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898

Сейчас портрет нам представляется чудесным, и кажется удивительным, что мужу Марии Клавдиевне - князю Тенишеву, он категорически не понравился, хотя сама она приняла его скорее положительно. Об этом можно прочитать в воспоминаниях княгини "Впечатления моей жизни":

«… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная.
Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры.
Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:
— Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.
С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…»



2. Следующим в экспозиции представлен портрет княгини, написанный Ильёй Репиным.

DSCF4216.jpg


На этом портрете тщательно выписаны детали костюма и интерьера. О певческом таланте княгини напоминают ноты в её руке. Во взгляде модели читается сила характера. Красавица, ведь правда?

DSCF4209.jpg


Однако самой Тенишевой портрет совсем не понравился, а князь, вообще, был возмущён .

x-017.jpg
Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896

Вот как описывает  Мария Клавдиевна эпизод, связанный с этим портретом,  в биографической книге "Впечатления моей жизни" :

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог… В особенности за один портрет я очень рассердилась.
Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского… Я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но все бы это ничего – портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул.
Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь: - Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне...»


3. И третий портрет написан Константином Коровиным, когда он гостил у княгини во Флёнове. Работа поступила в 1920 году из собрания М.К.Тенишевой.

DSCF4234.jpg


Константин Коровин утром вышел в сад, увидел сидящую на скамейке княгиню и написал портрет за несколько часов. Главное в этом портрете - мимолетное впечатление, которое может схватить только кисть импрессиониста, или, может быть, ещё фотоаппарат.

DSCF4218.jpg


В этом портрете Коровину удалось отобразить необыкновенно живой характер модели, здесь присутствуют впечатление и мимолётность - характерные признаки импрессионизма.

x-019.jpg
Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой. 1899

Tags: Россия, живопись, музеи, портрет
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • КЛЭК КОЛИНЕ/скульптуры.

    КЛЭК КОЛИНЕ и ее очаровательные скульптуры в стиле ар-деко В период между двумя мировыми войнами, когда весь мир старался забыть ужасы войны и…

  • Чехов, Ярошенко, Солженицын

    Солженицын родился в Кисловодске 19 декабря 1918 года. И к 100-летию со дня его рождения в 2018 году в Кисловодске открыли памятник Солженицыну…

  • Якоб Кристиан Поэн де Вийс.

    Нидерландский художник Якоб Кристиан Поэн де Вийс (Jacob Christian Poen de Wijs (1948-2014)). Peacock Butterfly Goddess of Sleep…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments