Рафаэль Погосян (rafik_jan) wrote in lovers_of_art,
Рафаэль Погосян
rafik_jan
lovers_of_art

Category:

Документальная драма "Романовы" - Пётр I и Екатерина I

Михаил Шаньков - Отдых Петра I.jpg

Михаил Юрьевич Шаньков - Отдых Петра I (Пётр I и Екатерина)

Михаил Юрьевич Шаньков, родился в 1962 году в Самаре, - российский художник-живописец, член-корреспондент Российской академии художеств.



108888105_4723908_82228996_28_1_.gif



Только жена могла успокоить Петра в моменты нервных припадков, которые сопровождались сильными головными болями. Она не боялась его в эти периоды страшной ярости. Подходила без страха. Заговаривала издали ласковым спокойным твердым голосом.

Многие считали, что она говорит с ним на каком-то особом языке, понятным только им обоим в моменты кризиса. И этот голос действовал на Петра лучше любого лекарства. Он опускал голову ей на колени. А она просто гладила его по волосам. Царь быстро засыпал. Екатерина часами сидела неподвижно, оберегая его сон. С её колен или груди он вставал свежим и бодрым.



108888105_4723908_82228996_28_1_.gif





Романовы - документальная драма (2013)
Пётр I и Екатерина I



108888105_4723908_82228996_28_1_.gif



Константин Егорович Маковский - Петр I в своей мастерской.jpg

Константин Егорович Маковский - Петр I в своей мастерской

Константин Егорович Маковский (1839, Москва - 1915, Петроград) - русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.



Рябушкин - Петр Великий перевозит в ботике через Неву императрицу Екатерину Алексеевну, князя Меншикова, адмирала Головина и Макарова.jpg

Андрей Петрович Рябушкин - Петр Великий перевозит в ботике через Неву императрицу Екатерину Алексеевну, князя Меншикова, адмирала Головина и Макарова

Андрей Петрович Рябушкин (1861, село Станичная слобода, Борисоглебский уезд (Тамбовская губерния) - 1904, усадьба Дидвино, Новгородская губерния) - русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.



108888105_4723908_82228996_28_1_.gif



За первых девятнадцать лет жизни с Петром Екатерина родила ему 11 детей. Её частые беременности протекали легко и не мешали без ограничений везде следовать за мужем. Она стала походной женой. Жила в палатке, грелась и мылась у костра, спала на жесткой кровати.

Наравне с мужчинами верхом совершала тройные переходы. Достоверно известно, что во время Прутского неудачного похода, царица обрила голову и надела гренадерскую форму. Пули, свистевшие вокруг, не мешали ей обадривать солдат на передовой. Лично наливать каждому стакан водки. Помогать раненым. По свидетельству очевидцев в ней поразительно соединялись мужская хватка и женственность.

Когда во время Прутского похода российские войска были окружены и Петр решил подкупить турецкого визиря, чтобы склонить его к заключению мира и прекращению боя, безнадежного для Московского царства, на подкуп визиря было выделено из казны 150 000 рублей. По легенде, жена Петра Екатерина Алексеевна пожертвовала все свои драгоценности, склонив его к подписанию перемирия.
Пётр помнил о воинском духе супруги и уважал её за это. Свое одобрение выразил в манифесте, выпущенном ко дню коронации Екатерины:


"Наша любезнейшая супруга государыня императрица Екатерина великою помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской кампании с турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала, о том ведомо всей нашей армии..."

С. М. Соловьев, "История России с древнейших времен", т.18, гл.3




Питер Эдвард Строли - Петр I встречается со своей возлюбленной (Петр Ш и Екатерина ).jpg

Питер Эдвард Строли - Петр I встречается со своей возлюбленной (Пётр I и Екатерина)

Питер Эдвард Строли (Piter Edward Stroely ), (около 1768, Дюссельдорф - 1826, Лондон) - немецкий портретист, который провел свои последние годы в Лондоне. Он работал маслом и в миниатюре.



108888105_4723908_82228996_28_1_.gif



Картина Строли "Петр Великий встречается со своей возлюбленной" была представлена на аукционе Сотбис в Лондоне. Специалисты полагают, что произведение относится к позднему русскому периоду Строли и датируется 1800-1802 годами. Не исключено, что художник начал работу над этим историческим сюжетом по заказу самого Павла I, ибо известно, что император трепетно относился к памяти своего великого прадеда.

По всей видимости, после внезапной смерти Павла картина оказалась невостребованной, и, покидая Петербург, Строли забрал ее в Лондон, где она и находилась вплоть до 2004 года.

Эксперты Сотбис, давая название картине, основательно ушли в сторону, тогда как Петр I изображался художником как государственный муж, решавший в этот момент судьбу России. Было ли тогда царю до любовных утех?

Строли изобразил кульминационную сцену из Прутского похода, которую можно назвать следующим образом: "Екатерина I уговаривает Петра Великого заключить с турецким визирем мирный договор". Этот исторический сюжет - Петр и Екатерина беседуют в походном шатре при Пруте - позднее часто привлекал западных книжных граверов XIX в. Но, кажется, именно Строли был первым живописцем, кто обратился к подобному сюжету.

Стоит отметить, что участие Екатерины в переговорном процессе с турками, точнее, её важная роль при заключении мирного договора, обычно рассматривается исследователями не более чем красивая легенда, на которые Прутский поход оказался особенно богат. Но справедливо ли такое суждение?

Датский посол в России Юст Юль отмечал, что незадолго до отъезда на войну с турками монарх представил приближенным "свою любовницу Екатерину Алексеевну. На будущее время, сказал царь, они должны считать ее законною его женой и русской царицей. Так как сейчас, ввиду безотлагательной необходимости ехать в армию, он обвенчаться с нею не может, то увозит ее с собою, чтобы совершить это при случае, в более свободное время"4 (в это время Евдокия Лопухина - первая супруга Петра - жила в Суздале в Покровском монастыре, куда была сослана царем в 1698 году).

Таким образом, Екатерина отправилась в турецкую кампанию на правах русской царицы и стойко делила с венценосным супругом все тяготы тяжелейшей экспедиции.



Николай Васильевич Неврев - Эпизод из жизни Петра I.jpg

Николай Васильевич Неврев - Эпизод из жизни Петра I (Пётр I, Екатерина и её любовник Уильям Монс)

Николай Васильевич Неврев (1830, Москва - 1904, Могилёвская губерния) - русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок.



108888105_4723908_82228996_28_1_.gif



Екатерина была на 12 лет моложе Петра. Его образ жизни быстро подорвали здоровье государя. В последние годы он много болел. Тогда как молодая царица была полна жизни и страсти. Обстановка при дворе не отличалась нравственностью, да и сама Екатерина знала толк в любовных утехах, поэтому не отказывала себе в них.

В окружении царицы появляется Вилли Монс, который был братом Анны Монс, первой любовницы Петра. По характеру человек лёгкий, услужливый весёлый. Быстро завоевал доверие женщины, а вот на любовь потребовалось время. Сколько длился их роман сказать тяжело. Камергером Её величества Вилли Монс стал в 1716 году, а их любовная связь была открыта в 1724.

Все события развивались как в романе - муж обо всём узнал последним и то из анонимного доноса, в котором любовная интрига была упомянута вскользь. Весь Петербург искал дружбы с Вилли, чтобы через него иметь поддержку и расположение Екатерины. Поэтому когда любезного друга арестовали, то колени задрожали у половины высшего общества. Но Петра, в данном случае, обстоятельства злоупотребления властью не интересовали.
Для формальности Монса обвинили во взяточничестве и приговорили к смертной казни. Приговор выполнили 16 ноября 1724 года. Голову любовника царь лично преподнес любимой жене на подносе.

Эта сцена была только между ними двумя и очевидцев не было, как не было и скандала. Пётр не сказал жене ни одного упрека. Зато к царице теперь были приставлены десятки соглядатаев. Они докладывали, что в день казни она была весела и спокойна. Разучивала с княжнами танцы и не выказывала признаков волнения. Однако, смерть любовника была только началом грозы.

Пётр лишил жену доступа к личным деньгам. Финансовое положение Екатерины оказалось критическим. Её долги оплачивали придворные дамы. Запретил принимать от нее приказы и полностью лишил своего расположения. Ей было запрещено приходить, писать, искать встречи с мужем.
Время проходило в молчаливых разногласиях между мужем и женой. Екатерина воспользовалась влиянием дочери Елизаветы на отца. Последняя уговорила его в начале января 1725 года позволить матери пообедать с семьей. Пётр согласился на это внешнее примирение. Очевидец событий описал эту сцену:

"Царица долго стояла на коленях перед царем, испрашивая прощения всех своих проступков; разговор длился больше трех часов, после чего они поужинали вместе и разошлись".

Никто не знал, что уже через месяц Петра не станет. Всё это время Екатерина провела у постели умирающего. Они полностью примирились. Она ухаживала за мужем с любовью и лаской. Однако, он не смог принять решение о престолонаследовании в её пользу. В день своей смерти, 8 февраля (по новому стилю), император потребовал принести ему грифельную доску, чтобы написать завещание. «Отдайте все», – два слова, которые успел оставить царь, обессиленный болезнью. Затем началась агония. Петр I умер на руках Екатерины, которую, возможно, хотел сделать новым правителем страны. Впрочем, это произошло уже без его участия.



Анастасия Геннадиевна Берг - Первое торжественное заседание Академии Наук России в присутствии Екатерины I и Меншикова - 1996.jpg

Анастасия Геннадиевна Берг - Первое торжественное заседание Академии Наук России в присутствии Екатерины I и Меншикова - 1996

Анастасия Геннадиевна Николаева-Берг, родилась в 1972 году в Ленинграде, - российский живописец, монументалист, график и педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников, лауреат Золотой медали Российской академии художеств доцент кафедры живописи Института имени И.Е.Репина.


108888105_4723908_82228996_28_1_.gif



К власти Екатерина пришла с помощью молодой аристократии, которая яростно боролась за свои права у русского престола. Ее поддержала гвардия. Солдаты и офицеры помнили заслуги матушки-государыни в военных походах и верили в её преданность реформам Петра.

Фактическую власть в царствовании Екатерины сосредоточил князь и фельдмаршал Меншиков, а также Верховный Тайный Совет. Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота - любовь Петра к морю коснулась и её.

"При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у неё доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около неё движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Её положение, страх за будущее держали её умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражён - и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у неё не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления."

С. М. Соловьев, "История России с древнейших времен"



Жан-Марк Натье - Екатерина I Алексеевна.jpg

Жан-Марк Натье - Екатерина I Алексеевна

Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier), (1685, Париж - 1766, Париж), - французский живописец. В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и по его заказу написал портреты царя и российской императрицы Екатерины (оба - 1717 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пётр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение.




Tags: Россия, живопись, история, кино, художники
Subscribe

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment