Чтение - это труд. Требующий осмысления и работы мысли в процессе чтения.
Вряд ли сегодня этому учат в школах. Поэтому и одиннадцатиклассники порой не умеют читать!
ДОЛЖНА ЛИ ЛИТЕРАТУРА УЧИТЬ??
Чему? Жизни. Морали. (Вспомните: "Воспитание чувств" у Флобера).
Или "Опасные связи" генерала от артиллерии Шадерло де Лакло!
Принципам общения( У Карнеги: Как перестать беспокоится и начать дить").
Ведь, по-моему, Чехов называл писателей "инженерами человеческих душ".
Мы учимся на реальных жизненых примерах... И роль литературы в этой связи, как, как представляется, понимали ее отечественные литераторы XIX -XX веков, - расширение кругозора читателей, ознакомление их с событиями, ситуациями и характере, неизвестными им по личному опыту общения, а также раскрытие тайн психологии личности и межличностного общения, обучение искусству и этике общения...
И в художественной форме они делали это не хуже известной книги-самоучителя Дейла Карнеги....
Многие образчики современной литературы, уйдя от реальных личностей в мир фэнтази и криминала искажают как сущность нормального и продуктивного бесконфликтного общения, так и сами понятия о возможном и должном, добре и зле...
И вот через 18 дней, 20 июня [2006 г.]продолжаю столь дорогую мне тему о судьбе литературы и литературного творчества в ХХ! веке...
По поводу роли и назначения литературе в контексте современного бытия.... Так наукообразно - а это признак отсутствия глубоких мыслей, - хочу продолжить разговор о роли и судьбе литературы в ХХ! веке...
Каждый живший и живущий на планете Земля учится у других. И мы, как социальные субъекты, не исключение в этом плане: мы также учимся друг у друга, "социализируясь", то есть усваивая творчески - простое заимствование-подражательство мало продуктивно, - опыт предыдущих поколений и окружающих...
Литература - в XIX - начале XX веков это основная среда и средство воспроизведения и распротсранения опыта человеческой жизни и общения...
Во второй половине века ХХ с ней стали конкурировать радио и телевидение, на рубеже тысячелетий - интернет...
Но и первое, и второе и третье - в значительной степени черпали "вдохновение" да и мысли - из нее, милой, литературы, как беллетристики, так и non-fixtion....
Но только от самого человека зависит выбор им СТРАТЕГИИ собственной жизнедеятельности...
Хотя далеко не всегда и не у всех этот ВЫБОР носит осмысленный и осознанный характер....
30 июня «ФСИН России составил рейтинг самых читаемых книг среди осужденных. Литературные предпочтения лиц, находящихся в местах лишения свободы, стали известны в рамках акции “Твои друзья — книги”, посвященной Дню воспоминания любимых книг. Самой популярной книгой в колониях является роман Булгакова “Мастер и Маргарита”», — говорится в сообщении.
В топ-10 вошли также «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера» Александра Дюма, «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресенье» Льва Толстого, «Отверженные» Виктора Гюго, «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
В списке самых читаемых авторов попадают Драйзер, Ремарк, Акунин, Яхина, Мартин, Гоголь, Донцова, Солженицын. Интересует осужденных и поэзия, особенно популярны стихи Есенина, Блока, Ахматовой и Цветаевой.
«В мужских исправительных колониях осужденные отдают предпочтение историческим книгам, приключениям, детективам и фантастике, в женских колониях наибольшей популярностью пользуются любовные романы, а в воспитательных колониях — приключенческая литература», — добавляется в сообщении.
Отмечается, что всего в исправительных учреждениях функционируют 1137 библиотек, при них организовано более 700 читальных залов. Книжный фонд библиотек исправительных учреждений составляет более 5 миллионов печатных изданий, на одного подозреваемого, обвиняемого и осужденного приходится в среднем по 100 книг. Выбор литературы разнообразный, преимущественно художественная, религиозная и юридическая литература. Имеются книги и журналы со шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых.
Community Info