
Томас Лоуренс (1769-1830). Портрет Е.К. Воронцовой, 1821. Холст, карандаш, сангина, белила. 72х63
Этот чудесный портрет светлейшей княгини Воронцовой - одно из самых обаятельных и изящных произведений английского художника Томаса Лоуренса, не часто выставляют для всеобщего обозрения. Белый холст слегка подсвечен сангиной и пройден мелом, а рисунок нанесён лёгкими тонкими линиями. Лоуренс был прекрасным рисовальщиком и знатоком рисунков старых мастеров.
Ещё в юности Лоуренс сделал говокружительную карьеру. Самоучка, он уже в 25 лет стал академиком, а впоследствии возглавил Адемию художеств. В числе главных заказчиков Лоуренса были многие представители европейской знати: государственные деятели, дипломаты, светские дамы, в том числе связанные одновременно с Англией и Россией. Хотя сам художник никогда не бывал в России, его творчество было хорошо известно здесь: российские заказчики и коллекционеры собирали его произведения. В первой половине XX века часть работ попала в коллекции российских музеев, с 1924 года они находились в Музее изящных искусств (позже Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Портрет княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (1792-1880) - жены генерал-губернатора Новороссийского края Н.С. Воронцова, Томас Лоуренс написал, когда его модели было 29 лет. Портрет написан в Лондоне во время пребывания там супругов, посещавщих старого графа Воронцова - посла России в Англии. Елизавета Ксаверьевна была известна своей утончённой красотой и остроумием. Её отцом был великий гетман граф Ксаверий Петровия Бранницкий, поляк, приверженец России, владелец крупного поместья Белая Церковь в Киевской губернии. Мать, Александра Васильевна, урождённая Энгельгардт, русская, была любимой племянницей Потёмкина. Дочери были свойственны врождённое польское легкомыслие, женственность и изящество, что и читается в воздушном портрете Лоуренса.
Елизавета Ксаверьевна многим кружила голову, ею был страстно увлечён Александр Сергеевич Пушкин, посвятивший Воронцовой прекрасные строки. С именем Воронцовой связывают такие стихи Пушкина, как "Желание славы", "Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...", "Сожжённое письмо", "Талисман", "Прощание" и некоторые другие. По числу исполненных с Воронцовой портретных рисунков рукою Пушкина её образ превосходит все остальные.

До 1918 года портрет находился в собрании Д.И. Щукина; потом - в Музее старой западной живописи, а затем уже оказался в Пушкинском.
Community Info