
Эдуард Мане, 1832-1883. Дама с веером (Жанна Дюваль), 1862
Эдуард Мане (1832-1883) учился в Школе изящных искусств у Кутюра. Но истинными учителями его были французские живописцы Делакруа и Курбе, а также венецианцы. Мане прежде всего интересовало естественное и непосредственное изображение человека. После путешествия в Испанию под влиянием увиденных там произведений Веласкеса и Гойи он с необыкновенной силой запечатлел характерные фигуры из своего окружения. К числу прекрасных работ этого периода относится и будапештская картина "Дама с веером".
Портрет Жанны Дюваль (1820-1862) - музы французского поэта Шарля Бодлера, Мане написал в 1862 году в своей парижской мастерской. Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) принадлежал к числу друзей Мане и был одним из немногих, кто рано признал импрессионистов и оценил силу и красоту искусства Мане.
Печальный и мрачный портрет был написан, когда Жанна была тяжело и безнадёжно больна. На фоне тончайшей кружевной шторы сидит на тёмно-зелёной кушетке Жанна Дюваль в бело-зелёном платье. В её лице и позе ясно чувствуется глубокая душевная тревога и болезненное состояние. Наклон головы, протянутая худая рука и неподвижно вытянутая нога, видная из-под огромного кринолина, с одной стороны, и неуместный наряд, веер и занавеска с узорами за диваном, - с другой, только подчёркивают такое впечатление.
В картине Мане воссоздаёт атмосферу парижских ателье и стихов Бодлера. Cвободная манера живописи и незавершённость деталей усиливают впечатление импровизации. Портрет "чёрной Венеры" Жанны Дюваль остался незаконченным. Из наследства Мане он попал в Берлин, где в 1916 году его купили для Будапештского музея изящных искусств.

Бодлер познакомился с Жанной Дюваль в 1844 году, и на двадцать лет она стала его музой, вдохновившей на создание лучшего сборника стихов "Цветы зла".
...
Тебя, как свод ночной, безумно я люблю,
Тебя, великую молчальницу мою!
Ты - урна горести; ты сердце услаждаешь,
Когда насмешливо меня вдруг покидаешь,
И недоступнее мне кажется в тот миг
Бездонная лазурь, краса ночей моих!
...
Кто же такая эта Жанна Дюваль? Мулатка родом с Гаити, статистка маленького парижского театра, была невысокого роста, кареглаза и обладала роскошными волосами. По рассказам друзей поэта, она не являлась красавицей, не блистала умом, была меркантильна и поверхностна.

Жанна Дюваль. Рисунок Шарля Бодлера. 1850 год. Википедия
Но несмотря на это в Шарле эта женщина с сомнительной репутацией вызывала самые романтические чувства. Бодлер тратил на капризы любовницы всё, что зарабатывал, а ветреная Жанна сорила деньгами Шарля и даже оплачивала счета своих знакомых мужчин. В 40 лет Жанну Дюваль парализовало. Поэт поместил возлюбленную в хорошую клинику и каждый день навещал. Когда Жанна немного пришла в себя, она тут же переехала в дом Бодлера, не спрашивая его согласия. Вскоре Дюваль вернулась к привычному образу жизни.
Самое удивительное в этой любовной истории то, что для Бодлера, известного своим вызывающим поведением, чувства к этой женщине стали самым светлым пятном в жизни. Она подарила ему душевные терзания и вогнала в долги, а он посвятил ей свои лучшие стихи и отдал практически последние деньги.
Нищета, переживания и "болезнь Купидона" подорвали здоровье поэта. Весной 1865 года его парализовало, и родственники перевезли Бодлера в Париж. Его поместили в лучшую лечебницу города, но 31 августа 1867 года он скончался. По некоторым сведениям, Жанна Дюваль, несколько лет прожила в нищете и умерла в больнице для бедных.

Портрет Бодлера работы Эмиля Деруа (1844). Википедия
Всё же в истории искусства Жанна Дюваль осталась как модель художников и муза поэта. На картине Гюстава Курбе "Мастерская художника", о которой сам художник говорил, что в его мастерской изображён весь мир, слева показаны представители разных слоёв общества; в центре - сам Курбе и обнажённая натурщица, символизирующая традиции академического искусства; справа - друзья и коллеги Курбе, среди которых можно узнать многих знаменитостей того времени. Считается, что призрачная женская фигура рядом с Бодлером, сидящем на столе, - его любовница Жанна Дюваль, которую Бодлер попросил закрасить...

Гюстав Курбе. Мастерская художника. 1855. Холст, масло. 361 × 598 см. Музей Орсе, Париж, Франция. Википедия
Community Info