vittasim (vittasim) wrote in lovers_of_art,
vittasim
vittasim
lovers_of_art

Categories:

"Боги. Люди. Герои" . Часть VI. Мир гладиаторов

Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей.
Гладиаторские бои впервые прошли в Риме в 264 г. до н. э. по случаю погребальных игр в честь похорон Юния Брута Пера. Гладиаторов набирали, главным образом, из рабов и военнопленных, а также из приговоренных к смерти преступников, но были и вольнонаемные люди, из обедневших семей, привлеченные возможностью прославиться и разбогатеть. Их одежда и вооружение состояли из набедренника (subligaculum) с поясом (balteus), шлема, металлического нарукавника (manica), крепившегося на левое плечо брони для горла (galerus), поножей из кожи и из металла, защищавших только голень или покрывавших колени.



Гладиаторы различались по виду оружия и по типу сражений. Фракиец (thraex) имел шлем с навершием в виде грифона, поножи выше колен, нарукавник из металла на правой руке и маленький щит, атаковал он кривым мечом (sica). Гопломах (hoplomachus) защищался большим щитом, имел шлем с навершием и один понож на левой ноге, его оружием были меч и копье. Гладиатор-ретиарий (retiarius) был защищен только броней для горла и нарукавником на левой руке, он держал противника на дистанции при помощи трезубца и пытался поймать его в свою сеть. Мурмиллон (murmillo) имел шлем с навершием в виде рыбы (тигта), почему и получил такое название, на левой ноге у него был понож, на правой руке - нарукавник, он имел прямоугольный щит, а атаковал мечом. О гладиаторских боях извещали программы, нарисованные на стену знаний где указывалось как имя организатора, так и имена и вид и оружие гладиаторов.



Большой барельеф, найденный в гробнице недалеко от Стабианских ворот, украшал погребальный памятник персоне, предложивший один или несколько гладиаторских спектаклей: их развитие суммировано в сценах трех регистров.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.)


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.)

Верхняя правая часть рельефа представляет парадную процессию (ротра) выхода на арену, открываемую двумя литорами и трубачами. За ними идут тибицина-флейтисты, носильщики особого паланкина (ferculum),


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.

 слева слуги со столом и пальмовой ветвью для победитель, эдитор в тоге и с жезлом, организовавший спектакль, рабы-харенарии - с оружием, щитами, шлемами и лошадьми, предназначенными для гладиаторов.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.

В центральном регистре, в более крупных размерах изображены сцены разных боев. Слева виден спешившийся всадник, который в единоборстве победил своего противника, распростертого на земле, и ждет, с поднятым щитом, вердикта; группа гладиаторов и слуг поддерживают побежденного.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.

В центре - гладиатор, собирающийся нанести последний удар своему коленопреклоненному противнику; группа пегниариев (гладиаторов-затейников) в компании слуг повторяется дважды.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.

В крайнем правом углу идет бой гопломаха с книмидами на ногах и с круглым щитом, против мурмиллона, узнаваемого по упавшему прямоугольному щиту, по наручи на правой руке и по поножи (ocrea) на левой ноге.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.

В нижнем ряду изображена схватка с животными (venatio): узнаваемы быки, кабаны и волк, напавший на бестиария (венатора) - из тех гладиаторов, в простых туниках и с повязками на ногах, у которых не было защитного оружия, только копья.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.


Рельеф с гладиаторами. Помпеи, недалеко от Стабианских ворот. Мрамор. Период правления Юлиев-Клавдиев (20-50 гг. н. э.) Деталь.


Гладиаторский шлем. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Гладиаторский шлем. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Гладиаторский шлем. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Гладиаторский шлем. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Гладиаторский шлем. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Пара книмид с дионисийскими мотивами.Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.

Пара книмид с дионисийскими мотивами Богатое убранство этих книмид позволяет предположить, что они использовались во время парада на гладиаторских спектаклях, а не во время боев. На поверхности книмид изображены: маска силена на веялке (vannus) между двумя дионисийскими масками по сторонам; скрещенные рога изобилия, полные фруктов и колосьев; львиная шкура и три дионисийских маски; аист, терзающий змею, с ожидающими птенцами по сторонам.


Пара книмид с дионисийскими мотивами.Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.



Пара книмид с дионисийскими мотивами.Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Книмида с дионисийскими мотивами.Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э. Деталь


Поножа с изображением Минервы. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.

Минерва с копьем, шлемом и щитом является основным декоративным элементом этой поножи, где также присутствуют два купидона, выходящие из больших венчиков и держащие шлем и поножи.


Поножа с изображением Минервы. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Поножа с изображением Минервы. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.



Шлем гладиатора - мурмиллона Бронза Помпеи Портик театров.Период правления Флавиев (70-79гг. н. э.)

Шлем украшен сценой победы над варварами: в центре, на первом плане олицетворение Рима - богиня Рома в шлеме, которая с копьем и со скипетром в правой руке попирает вражеское оружие; по сторонам - двое варваров, стоящих на коленях в знак подчинения и подносящих трофеи, за ними - двое пленных со связанными за спиной руками, мужчина и женщина. Волнистая форма полей и обширность решетки для защиты лица позволяют датировать шлем периодом правления Флавиев (70-79 гг. н. э.).


Шлем гладиатора - мурмиллона Бронза Помпеи Портик театров.Период правления Флавиев (70-79гг. н. э.)


Шлем гладиатора - мурмиллона Бронза Помпеи Портик театров.Период правления Флавиев (70-79гг. н. э.)


Шлем гладиатора - мурмиллона Бронза Помпеи Портик театров.Период правления Флавиев (70-79гг. н. э.)





Шлем гладиатора - мурмиллона Бронза Помпеи Портик театров.Период правления Флавиев (70-79гг. н. э.)


Поножа с гладиатором. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Поножа с гладиатором. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Поножи с гладиатором. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Поножи с гладиатором. Бронза Помпеи Портик театров Iв.н.э.


Шлем гладиатора - контраретиария Бронза Помпеи Портик театров. Период правления Юлиев-Клавдиев (первая половина в. н. э.).

Контраретиарий (секутор) сражался с гладиатором, имевшим в качестве наступательного оружия трезубец, короткий меч и сеть, поэтому шлем контраретиария не должен был иметь «зацепок» для сети и никаких гребней. На передней части шлема, покрытой растительными мотивами, изображен орел с расправленными крыльями, с венцом победы в клюве. Поля для защиты шеи украшены гладиаторским
оружием, на них также видны небольшие отверстия, куда вставлялись украшения - плюмаж и гривы(а?). Защитные лицевые пластины, украшенные рельефным изображением Геракла и маской молодого сатира на веялке (vannus), имеют только отверстия для глаз, что позволяет датировать шлем периодом правления Юлиев-Клавдиев (первая половина в. н. э.).


Шлем гладиатора - контраретиария Бронза Помпеи Портик театров. Период правления Юлиев-Клавдиев (первая половина в. н. э.).



Шлем гладиатора - контраретиария Бронза Помпеи Портик театров. Период правления Юлиев-Клавдиев (первая половина в. н. э.).



“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги.https://vittasim.livejournal.com/288318.html
“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои. https://vittasim.livejournal.com/288561.html

“Боги. Люди. Герои". Часть III. Герои. Спорт. Театр. https://vittasim.livejournal.com/288811.html
“Боги. Люди. Герои". Часть IV Герои. Люди Спорт. https://vittasim.livejournal.com/289063.html

“Боги. Люди. Герои". Часть V Спорт. Керамика. https://vittasim.livejournal.com/289788.htm

https://www.kommersant.ru/doc/3930799

http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm

http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml

https://ulli-u.livejournal.com/298092.html

https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/  

https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html
https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read

Эрмитаж. Виртуальный визит.

Tags: Италия, выставка, история
Subscribe

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments