
Шкатулка "Бахчисарайский фонтан" - Мстёра
Автор - Ольга Струнина
Ольга Львовна Струнина, родилась в 1966-ом году в посёлке Мстёра Владимирской области, - художник-миниатюрист, представитель семьи художников народного промысла Мстёры. Окончила мстерскую художественную профтехшколу в 1987-ом году. Член Союза художников с 1993-го года.
Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) - Танец с колокольчиками из балета "Бахчисарайский фонтан"
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)
Танцует - Софья Иванова-Скобликова

Статуэтка "Артист балета Михаил Михайлов в роли хана Гирея"
СССР - ЛФЗ (1937)
Автор - Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971)
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
А.С.Пушкин


Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - Бахчисарайский фонтан
Не обошла стороной мода на восточную экзотику и Россию. Под впечатлением от посещения ханского дворца в крымском Бахчисарае во время южной ссылки Александр Сергеевич Пушкин в 1821-1823-х годах написал поэму под названием "Бахчисарайский фонтан". Пушкин придал поэтическую форму рассказу одной своей знакомой, в которую тогда был безнадежно влюблён. Долгое время имя этой дамы было зашифровано самим поэтом как К**. Впоследствии исследователям творчества Пушкина стало известно её имя - это была графиня Киселёва София Станиславовна (в девичестве Потоцкая).
София Станиславовна рассказала поэту историю о любви крымского хана Гирея к польской красавице, оказавшейся в его гареме после очередного набега татар на славянские земли, и о трагической гибели девушки от руки любимой ханской жены, приревновавшей хана к полячке. Ханскую жену за это утопили, а сам хан загоревал навечно и в честь своей несостоявшейся любви построил плачущий фонтан.
История была преподнесена как быль, во что Пушкин охотно поверил. На самом же деле это был всего лишь вымысел, который всё же соседствовал с фактами. Узнав об этом, Пушкин был весьма удручён - он ведь перечитал столько исторической литературы для того, чтобы его поэма как можно более правдоподобно вписалась в историческую канву.
Но вряд ли рассказчица намеренно хотела ввести в заблуждение Александра Сергеевича - она сама искренне верила в эту историю, слышанную ею от своей матери - Софии Глявоне-Витт-Потоцкой - дамы весьма бурного темперамента и столь же бурной судьбы.
София Глявоне - константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумевшая стать польской аристократкой. Завсегдатай европейских аристократических салонов, одна из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемая современниками как женщина исключительной красоты и обаяния, София была знатным мистификатором - она придумала себе величественную родословную, в подлинность которой, даже знающие истинное положение дел, предпочитали верить. Немудрено, что и все другие рассказываемые ею истории были красиво оформленным вымыслом.
Первое издание поэмы "Бахчисарайский фонтан" вышло из печати в Петербурге 10 марта 1824-го года с предисловием поэта и друга Пушкина князя Петра Андреевича Вяземского (1792-1878): "Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова". Вслед за текстом поэмы Пушкин велел напечатать "Выписку из путешествия по Тавриде И. М. Муравьева-Апостола", в которой описано посещение Бахчисарая.
Пётр Андреевич в своём предисловии высказался в том роде, что поэтическое произведение не обязано полностью следовать историческим фактам - там вполне уместен вымысел ради художественных достоинств произведения. Таким образом он хотел ободрить своего приунывшего младшего товарища.
Поэма же имела большой успех да и гонорар Пушкин получил за её издание более чем внушительный - 3000 рублей. Огромные по тем временам деньги.

Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893) - акварель "Жёны Гирея" (1837)
Князь Григорий Григорьевич Гагарин - русский художник-любитель, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств.
Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни желать не смея,
Цветут в унылой тишине;
Под стражей бдительной и хладной
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
В тени хранительной темницы
Утаены их красоты:
Так аравийские цветы
Живут за стеклами теплицы.
Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость и любовь уводят.
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье.
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Младые жены, как-нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры,
Или при шуме вод живых,
Над их прозрачными струями
В прохладе яворов густых
Гуляют легкими роями.

Триптих статуэток "Бахчисарайский фонтан" - Хан Гирей, Мария и Зарема
СССР - ЛФЗ - 1930-е годы
Автор - Наталия Яковлевна Данько (1892-1942)

Фонтан слез (сельсебиль) - творение мастера Омера в память рано умершей жены Крым-Гирея. Созданный иранским художником в 1764-ом году фонтан первоначально был установлен у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Мусульманские законы запрещали изображать человека и животных. Поэтому художники широко употребляли язык символов. Фонтан украшен растительным орнаментом, в нише мастер расположил чаши. В верхней части ниши вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо. Из середины цветка по капле вытекают "слезы". У подножия памятника мастер Омер изобразил похожую на улитку спираль, что символизирует и печаль, и продолжение жизни.
Романс "Фонтану Бахчисарайского дворца"
Александр Кондратьевич Власов на слова одноименного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
Поёт - Римма Волкова
Community Info