Надежда Ариана (ariananadia) wrote in lovers_of_art,
Надежда Ариана
ariananadia
lovers_of_art

Category:

Царское Село. Екатерининский дворец. Часть 10.

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 10.

127956572_0 (84x100, 6Kb)


Лионский зал






Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 гг. на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры.


Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.

Catherine II Alekseyevna (1729-1796), Grand Duchess of Russia (1745-1761), Empress consort of All the Russias (1761-1762), Empress and Autocrat of All the Russias (1762-1796), 1770


Архитектор использовал в отделке лазурит (ляпис-лазурь) – синий полудрагоценный камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название «русская мозаика»).

Портал из лазурита




Портал из лазурита






Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов. Для зала были выполнены и два стола-консоли со столешницами, облицованные ляпис-лазурью.






Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев и украшен перламутром.



Главным декоративным элементом в декоре зала стал шелк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона. Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне, производил неизгладимое впечатление. Именно шелку зал обязан своим названием.





Каминный экран (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)


Каминный экран (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)


Каминный экран (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)


На протяжении XIX в. отделка стен Лионского зала неоднократно подвергалась обновлению. Уже в начале марта 1801 г. лионские обои и оконные драпировки были изъяты и заменены на «Обои Лионские шелковые, абрикосовые, шитые в тамбур разными шелками»; в документах они имеют пометку «ветхие». Позже гостиную вновь обивают «желтым цветным атласом».





Столик из лазурита (лазурит, золоченая бронза)









В 1841 г. наследник цесаревич [URL=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II]Александр Николаевич[/URL] (будущий Александр II) женился на немецкой принцессе, вошедшей в русскую историю под именем [URL=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0)]Марии Александровны[/URL].

Портрет императора Александра II


Александр II Николаевич (17 [29] апреля 1818, Москва — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года — императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Вошёл в русскую историю как император, реализовавший широкомасштабные реформы. Удостоен особого эпитета в русской и болгарской историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

Лавров Н.А. (1820-1875). Aлeкcaндp II Hикoлaeвич, 1873


Мария Александровна. Портрет кисти Франца Винтерхальтера, 1857


Мария Александровна (27 июля (8 августа) 1824, Дармштадт — 22 мая (3 июня) 1880, Санкт-Петербург) — принцесса Гессенского дома, российская императрица, супруга императора Александра II и мать императора Александра III.

Макаров И. К. Портрет Марии Александровны в русском платье


Будущая императрица получила для проживания бывшую половину Екатерины II, так называемый Пятый апартамент. В 1848 г. «за ветхостью желтой материи» Мария Александровна повелела полностью обтянуть малиновой тканью стены и мебель Лионского покоя. Малиновый шелк с рисунком «в новом вкусе» в виде вертикально расположенных извилистых цветочных полос был куплен в Санкт-Петербурге в Английском магазине. В 1866 г. возобновляется обивка из желтого шелка, с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза. На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре «Лами и Жиро», в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шелка, называвшегося «золотой бутон».

Ваза на подставке (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза)



Ваза на подставке (Лионский шелк, лазурит, золоченая бронза). Деталь - медальон на дне





В 1860-е гг. заменили не только ткань. Работы в зале начались уже в 1856‒1857 гг. под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти, который внес существенные изменения в художественное решение интерьера. И хотя в результате переделок зал получил новый вид, от прежнего оформления сохранялись лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальны паркет, предусмотрительно закрытый хозяйкой коврами.











В новом состоянии Лионская гостиная была запечатлена в 1878 г. по личному заказу императрицы художником Л. О. Премацци. Эта акварель ‒ большая художественная ценность, являющаяся одновременно произведением искусства и документом, к которому сегодня обращаются специалисты, уточняя цвет, форму, характер утраченных деталей.

Луиджи Премацци. Лионский зал (Жёлтая гостиная) в Большом Царскосельском дворце, 1878


На акварели мы видим живописные произведения, подчеркивающие вкус хозяйки резиденции. «Молодая итальянка с маской в руке», «Итальянка, покрывающая платком ребенка, спящего в колыбели» – написаны Ж.-Б. Л. Масом в Риме в 1830-е гг. На северной стене в богатой резной золоченой раме картина Л. Галле «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 г. Эту картину бельгийского живописца сегодня можно вновь видеть в зале на своем месте.




Луи Галле. «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 год


Большое полотно «Смерть Рафаэля» Ф. Скьявони, также представленное в воссозданном зале, было заказано Александром Николаевичем во время его европейского вояжа в 1839 г. и появилась в Лионской гостиной в 1859 г.


13-190610-71bb731083 (5аа)


Феличе Скьявоне. «Смерть Рафаэля»


Наряду с полотнами Л. Галле и Ф. Скьявони, в довоенной экспозиции дворца-музея находились «Святая Агнесса с ягненком на руках» Ф. Ванни и «Диоген с фонарем» Б. Строцци, которые вернулись на свои места. Акварель Премацци дает представление и о предметном наполнении гостиной.


Убранство зала составляли уникальный лазуритовый гарнитур, в состав которого входила роскошная люстра с монограммой императрицы Марии Александровны, позолоченный мебельный комплект, созданный в 1866 г. на фабрике А. Тура, позолоченная ширма, часы работы Каффиери.





Люстра. Вензель императрицы Марии Александровны




Ширма








Часы работы Каффиери


Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.









Несмотря на все усилия, отделка Лионского зала восстановлена не полностью. Впереди завершение работ по реставрации паркета, воссоздание двух угловых печей-каминов, простеночных зеркал в лазуритовых рамах с консольными столиками, лазуритовых порталов балконных дверей, а также трех полотнищ дверей, ведущих в зал, инкрустированных, как и паркет, перламутром.
Tags: Россия, архитектура, искусство, история, музеи
Subscribe

  • Интерьеры церкви Пимена в Новых Воротниках

    Церковь Пимена в Новых Воротниках, Москва В 1897 году Фёдор Шехтель представил проект новой отделки и росписей для церкви Пимена Великого.…

  • Любовь Шертье.

    ЛУ ШЕРТЬЕ - ХУДОЖНИЦА ИЗ СИБИРИ, ПОКОРИВШАЯ ПАРИЖ, РИМ И БАРСЕЛОНУ. ъ…

  • История одной картины - "Водоём" Виктора Борисова-Мусатова

    Виктор Борисов-Мусатов - Водоём - Третьяковская галерея, Москва "Водоём" - картина русского художника Виктора Борисова-Мусатова в собрании…

  • Анастасия Беседина(часть-7).

    В квартире своей, между прочим, Большой зоопарк заведу. Чтоб мяукало, лаяло, пело И пищало все дни напролом...… Anastasia Besedina/Анастасия…

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…

  • Открытка "Ландыши"

    Почтовая карточка. Открытка 1957 года. Художник В. Гришина Художник В. Гришина: в списке художников открыток России и СССР ее данные отсутствуют.…

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments