Alba Ruthenia (alba_ruthenia01) wrote in lovers_of_art,
Alba Ruthenia
alba_ruthenia01
lovers_of_art

Categories:

Женщина, подарившая Европе сердце

Перечитывала я книгу Рафаэля «А завтра что?» и натолкнулась на неизвестное мне имя: Людмила Черина. Русская? – подумала я. И отправилась в Гугл. Интересная была женщина, оставила после себя немало следов на Земле. Француженка черкесской крови, балерина – актриса – скульптор – писательница. Не так уж мало для одного человека, а?

В Страсбурге перед фасадом Европарламента красуется скульптура из бронзы, поражающая взгляд изысканной игрой объемов, чередования массы и пустот. Гармония подчёркивается единой летучей линией, закручивающейся танцующей арабеской. Скульптура похожа на огромное сердце, открытое, бьющееся в унисон с мировым ритмом, и называется «Сердце Европы». Её автор – Людмила Черина.

Настоящее ее имя — Моник Чемерзин. Её мать - француженка, а отец — эмигрант из России, черкеcский князь Авенир Чемерзин,
Отец Моник был человеком выдающимся. Инженер, изобретатель, математик, еще будучи полковником в составе царской армии, он придумал осветительные ракеты и прообраз бронежилета – «панцирь», который с 1906 года использовался полицией Санкт-Петербурга. При этом в эмиграции Чемерзин прославился как тончайший знаток французской поэзии.
Все музы столпились у колыбели при рождении Моник 10 октября 1924 года. Девочка начала танцевать, когда ей было всего 3 года. Ее первым педагогом была замечательная русская балерина Ольга Преображенская, соперничавшая когда-то с самой Матильдой Кшесинской. Потом уже юная балерина училась в школе танца при Парижской опере. Шести лет отроду маленькая танцовщица уже выступала в балете «Сон в летнюю ночь» в роли эльфа. Затем, в 1939-м, когда ей было 15 лет, станцевала «Умирающего лебедя» в постановке Михаила Фокина.
Но пришла война – и после оккупации Парижа немецкими войсками семья Чемерзин уехала на юг, в Монте-Карло.
Когда великий Сергей Дягилев умер в 1929 году, его балетная труппа распалась; но во Франции одна за другой появлялись новые, продолжающие традиции "Русских сезонов". В одной из них – «Русский балет в Монте-Карло» и танцевала Моник, когда ее заметил артист балета и балетмейстер Серж Лифарь. Вскоре они уже выступали вместе – в балете «Ромео и Джульетта», только на афише уже значилось имя Людмила Черина – такой сценический псевдоним придумал для партнерши Лифарь. В те времена было распространенной практикой выступать под русским же именем – это давало танцевальной карьере некоторый аванс, да и просто было модно благодаря выдающимся успехам русских балерин. Черина исполняла главные партии в балетах, поставленных когда-то дягилевской труппой – роли, в которых до нее блистали Анна Павлова и Тамара Карсавина.

После балерина танцует в труппе Б. Князева, Марсельской опере, «Новом балете Монте-Карло», «Балете ХХ века» Мориса Бежара и, наконец, в созданной ею авангардной балетной группе.

Людмила Черина была звездой не только русских сезонов, но и парижских салонов — роковой красавицей, светской львицей с целой свитой поклонников. Писатель Морис Дрюон как-то сказал о ней: «Она сумела самое себя превратить в шедевр». У этого нежного, как цветок жасмина, создания были стальные ноги балерины, стальные руки скульптора и стальной характер. Людмила Черина сама пробилась в жизни, добилась всего, чего хотела.
В 1943 году 19-летняя Людмила Черина, звезда Марсельской оперы, танцевала «Жизель». Там она и полюбила партнера, 24-летнего златокудрого красавца Эдмона Одрана. Брак был удачным, наполненным не только любовью, но и общей увлеченностью любимым делом – балетом. Но в 1951 году произошло несчастье, разбившее сердце Людмилы – ее муж погиб в автокатастрофе неподалеку от Лиона.
После смерти Одрана Людмила покинула сцену — как ей казалось, навсегда. Спасла ее от отчаяния живопись. Но долгое время единственной темой картин Людмилы Чериной был ее погибший златокудрый возлюбленный.
Стройная красавица не могла остаться вне орбиты Голливуда. В 50-е годы один за другим следуют фильмы, где красота и драматический талант Чериной раскрываются уже с новой стороны: «Сказки Гофмана», «Спартак», «Дама с камелиями», «Анна Каренина», «Любовники из Теруэля».

Одновременно ей приписывают романы с голливудскими знаменитостями – впрочем, слухи остаются слухами. Спустя три года после смерти своего первого мужа Людмила вышла замуж во второй раз – за магната Реймона Рэя. И муж уговаривает ее вернуться на балетную сцену.
С начала 50-х Черина становится украшением «Балета Маркиза де Куэваса». В 1957 году она с триумфом выступала в парижской Grand Opéra, где свыше 60 раз станцевала в балете Лифаря «Мученичество Святого Себастьяна» на музыку Дебюсси. В Венеции Бежар поставил для Чериной балет «Гала» с декорациями Сальвадора Дали.
Имя этой удивительной звезды долго украшало афиши лучших сцен мира, в том числе Большого и Кировского (ныне Мариинского) театров в СССР. Например, в 1959 году Черина танцевала «Жизель» в Большом театре.

А когда пришла пора завершать карьеру балерины, она переключилась на другие виды искусства.
Черина написала несколько книг, а еще – увлеклась скульптурой, а также продолжала сниматься в кино. Казалось бы, это классический образ жизни скучающей звезды, чье время прошло, и остается лишь пользоваться плодами своего успеха. Но удивительным образом у Людмилы Чериной все, за что она бралась, получалось не просто хорошо – она создавала настоящие произведения искусства.
Людмилой Чериной написаны два романа, один из которых — «Любовь в зеркале» — стал в 1983 году бестселлером.
О «Сердце Европы» мы уже говорили. Другая ее работа – «Europa operanda» воздвигнута в 1994 г. в Кале у въезда в Евротоннель, соединяющий под Ла-Маншем Францию и Великобританию. На её открытии присутствовали королева Великобритании Елизавета II и президент Франции Жак Ширак. Копия скульптуры установлена в Париже на Северном вокзале, перед перроном экспресса «Евростар».

За свой вклад в искусство, за свою способность видеть и создавать вокруг себя прекрасное, Людмила Черина была удостоена разных наград, в том числе французского Ордена Почетного легиона, ордена Академической Пальмы, ордена искусств и литературы.
До самых последних дней она оставалась прекрасной и вызывала восхищение у французов и у всего мира. «Казалось, над ней не властно время… Черные волосы и прежний очаровательный овал, лицо без единой морщины, высокие каблуки» - писал о 78-летней Чериной обозреватель газеты «Фигаро» Рене Сирвен. Через два года ее не стало.
Умерла Людмила Черина в Париже 21 марта 2004 года. В речи, произнесенной в день похорон, премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен назвал ее «ключевой фигурой французского искусства ХХ века». На ее могиле установлена уменьшенная копия «Сердца Европы».

Могила Л.Чериной на кладбище Монмартра в Париже
Tags: cкульптура, балет
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments