Alba Ruthenia (alba_ruthenia01) wrote in lovers_of_art,
Alba Ruthenia
alba_ruthenia01
lovers_of_art

Categories:

2 портрета из минского Художественного музея

В январе 2019 г. минчане праздновали важное культурное событие – 80-летие со дня открытия Художественного музея. Показали по телевидению 5-серийный фильм «Дом, где живет искусство», посвященный истории создания музея. Мне было очень интересно послушать.
Художественная галерея была создана в Минске ещё до войны, целых 15 залов занимала её коллекция. Каталог довоенных экспонатов не сохранился, однако в «Описи музейных ценностей», составленной музейными сотрудниками по памяти в 1944 году, значатся 223 произведения русской живописи, 32 – западноевропейской, мебель из «Синей спальни» Александра II в Зимнем дворце, 60 икон XVI–XVIII веков, 89 произведений скульптуры, 48 слуцких поясов (!), 480 предметов русского фарфора, 800 – западноевропейского, 30 предметов старинного уречского стекла, 200 «постилок» (покрывал) ручной работы белорусских ткачих, сотни произведений белорусских художников конца XIX – начала XX века. Всё это было разграблено немцами во время войны и пропало безвозвратно.
Когда началась война, работники музея стали упаковывать самое ценное, надеясь спасти хотя бы слуцкие пояса - гордость Беларуси. Грузовик в музее был, можно было их вывезти, но шофера призвали в армию. Сколько ни звонили в министерство с просьбой дать шофера, так никто и не пришел. Деревянный ящик с поясами спрятали в поленнице дров, но это их не спасло.
Сохранились кадры киносъемки, как Гиммлер, мародёр проклятый, лично ходит по залам галереи, осматривая захваченные ценности.
Так что наш музей полностью послевоенный, любовно собранный по капельке. Сейчас в нем 30.000 единиц хранения.

Когда я прихожу в музей, мое внимание всегда привлекают два больших портрета во втором зале верхнего этажа: портрет вице-президента Академии художеств графа Федора Петровича Толстого и портрет светлейшей княгини Анны Алексеевны (Грузинской). Потрясает мастерство, с которым написаны эти портреты.

Я раньше думала, что эти портреты попали к нам случайно, по принципу – что удалось купить. Выяснилось, что это не так. Они написаны нашим земляком.
Художник Сергей Константинович Зарянко родился в 1818 году в крестьянской семье в имении князя Любомирского в деревне Ляды Могилёвской губернии, ныне Дубровенский район, Витебская область, Беларусь. Где-то в 1825 году его семья получила “вольную” и уехала в Петербург, где будущий художник устроился на службу к князьям Голицыным.
Всю дальнейшую жизнь он прожил в Москве и Санкт-Петербурге, где выучился живописи и стал известнейшим портретистом своего времени. Художник достиг почти всех существующих в то время званий — академик (1843), профессор живописи (1850), старший профессор Московского училища живописи и ваяния (1856).
С помощью данного ему таланта и приобретенного мастерства он изображал на портрете позирующего ему человека с предельной верностью и реалистичностью. Это было художественным кредо живописца — передавать изображаемое с максимальной схожестью с натурой. Интересно, что всю жизнь Зарянко страдал болезнью глаз и был слепым на один глаз. Как он при этом достигал фотографической точности своих картин – уму не постижимо.
Зарянко написал около 100 портретов, в основном знати: государя императора, цесаревича Николая Александровича, а уж всяких графьев и графинь - долго перечислять.
Пример творчества: "Портрет Марии Васильевны Столыпиной, урожденной княжны Трубецкой, во втором браке светлейшей княгини Воронцовой". 1851


Среди них и портрет светлейшей княгини Анны Алексеевны Грузинской, висящий в нашем музее.

Помню, что в мои студенческие годы этот портрет был подписан как «Портрет княгини Трубецкой». И было непонятно, почему заднем плане проглядывают горы а на ручке кресла лежит горностаевая мантия, которую могли носить лишь родственники царствующей фамилии.
Позднее искусствоведы выяснили, что на портрете 1856 г. изображена Анна Алексеевна Грузинская (1824—1866), дочь московского городского головы и богатого фабриканта, Алексея Мазурина. Она была замужем за царевичем Давидом Багратовичем Грузинским (1819 — 1888) — главой Дома Багратионов, прямым потомком по мужской линии последнего грузинского царя Георгия XII.

Даже если вы не были в минском Художественном музее и не видели тамошних портретов работы Зарянко, всё же могу поспорить, что хоть одну его работу вы могли видеть, когда проходили в школьном курсе литературы творчество Михаила Лермонтова. Кисти Зарянко принадлежит один из лучших портретов поэта:


А вот и портрет самого художника:


Даже не верится, что этот скромный человек мог создавать такие шедевры живописи. Причем он был мастером не только в области портрета. Вот посмотрите, с какой фотографической точностью он умел передавать интерьеры Зимнего дворца:


Хотя в свое время ему удалось стать очень известным человеком, его работа не приносила много денег. За картины, даже если это были государственные заказы, платили очень мало. И несмотря на плодовитость Зарянко, после его смерти вся его семья оказалась разорена.
Умер в Москве от разрыва сердца.
Tags: живопись, музей
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo lovers_of_art october 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments