galik_123 (galik_123) wrote in lovers_of_art,
galik_123
galik_123
lovers_of_art

Categories:

Одна картина из коллекции Пушкинского музея


Витторио Кривелли (1440-1502). Мадонна с Младенцем и святыми, 1480-е. 190×113 см. Дерево, темпера, позолота. Музей изобразительных искусств, Москва

Алтарная картина венецианского художника Витторе Кривелли в форме пятичастного полиптиха висит в зале "Искусство Италии XIII-XVI веков". Изображенная в центральной части мадонна с младенцем окружена фигурами святых Екатерины, Христофора, Антония Пустынника и Николая. Московский полиптих - образец раннего творчества Витторио Кривелли.

Картина была приобретена между 1886 и 1898 годами Дмитрием Алексеевичем Хомяковым предположительно в лавке антиквара Онганьи на площади Сан Марко в Венеции. В 1901 году она была подарена Хомяковым Румянцевскому музею как "запрестольный иконостас венецианской школы Мурано", а с 1924 года находится в ГМИИ. Павел Муратов считал алтарную картину работой падуанской школы. Авторство Витторе Кривелли определил Лазарев (устно), и под этим именем памятник был занесен в инвентарную книгу Пушкинского музея.
В центре полиптиха Мадонна, со стоящим на её коленях Младенцем (в руке Христа - держава, увенчанная крестом), восседает на троне с короной на голове как Царица Небесная. Раскрытая книга рядом с ней - Книга Премудрости Соломона. У ног Мадонны, лежит большое "гранатовое яблоко", под лопнувшей кожурой которого видно множество зерен. Гранат здесь не только христианский символ страданий Христа и Воскресения, но и символ Церкви, то есть единства многих под одним началом. По правую руку от Мадонны изображены Святой Антоний - аббат с книгой и Святой Николай, держащий пасторский посох  и книгу с лежащими на ней тремя золотыми шарами.
По левую руку от Мадонны представлены Святой Христофор с посохом из пальмового дерева и Младенцем Христом на плече и святая с книгой и пальмовой ветвью - общими для многих святых атрибутами, а также с короной на голове. Предположительно, это изображение Святой Екатерины Александрийской.
Витторио Кривелли - младший брат художника Карло Кривелли. Карло был крупным, хотя в своё время и не получившим широкой известности, живописцем. Искусствоведы, сравнивая двух братьев, отмечают, что для Карло более характерны яркость образов и оригинальность сюжета, чем для Витторио.  В то же время, последний, работая в провинции по заказам духовенства, смог успешно отобразить вкусы провинциальной знати. Сразу после смерти он, как и брат, был забыт, и, если Карло Кривелли привлёк внимание искусствоведов ещё в середине XIX века, то первая выставка, посвящённая Витторио, состоялась только в 2011 году.
В Милане в Пинакотеке Брера хранится "Триптих Святого Доменика" Карло Кривелли.


Карло Кривелли(1430-1495). Триптих Камерино, 1482. Дерево, темпера. 190 х 78 см. Пинакотека Брера, Милан, Италия

Tags: Италия, живопись, музей
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…

  • Странное искусство в Tate Britain

    На вид - картины как картины. Но если присмотреться к деталям, проявляются удивительные подробности Начну вот с этих замечательных музыкантов…

  • Открытка "Ландыши"

    Почтовая карточка. Открытка 1957 года. Художник В. Гришина Художник В. Гришина: в списке художников открыток России и СССР ее данные отсутствуют.…

promo lovers_of_art октябрь 25, 2019 14:21 5
Buy for 10 tokens
Сообщество lovers_of_art, предназначено для тех, кто любит искусство во всех его проявлениях. Членом сообщества может стать любой желающий. Любой член сообщества может стать одним из его авторов. Правила сообщества очень простые: При общении быть взаимно вежливыми и избегать обсценной лексики.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments