
Жан-Батист Реньо - Портрет Жозефины де Богарне - около 1801 - Национальный музей Стокгольма

Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault), (1754, Париж - 1829, Париж), - французский исторический художник. Академик Академии художеств (1783). Реньо был видным художественным педагогом, стоял во главе целой школы молодых живописцев.
Десяти лет от роду был увезён отцом в Америку, четыре года служил юнгой на торговом судне, что дало ему возможность посетить многие американские и африканские порты. После смерти отца возвратился в Париж и поступил в ученики к историческому живописцу Жану Бардену (1732-1809), сопровождал его в итальянской поездке.
В 1790-е годы активно выступал в поддержку революционного движения. Автор многочисленных исторических полотен и аллегорий на античные темы. При Наполеоне I получил титул барона и под конец своей жизни был ректором королевских специальных училищ живописи и скульптуры.

Tori Amos - Josephine - Paris 2009
Тори Амос - Жозефина - Париж 2009
Авторская песня
Josephine
Not tonight Josephine.
In an army’s strength therein
Lies the dénouement.
From here you’re haunting me.
By the Seine so beautiful.
Only not to be of use - impossible.
. . .

Жозефина
Нет, Жозефина, не этой ночью.
От силы армии
Зависит развязка событий.
Мои мысли с тобой
На берегах Сены - это прекрасно.
Но это неосуществимо. Невозможно.
. . .

Статуэтка "Жозефина - императрица Франции"
Великобритания - Coalport
. . .
So strange, victory - 1200 spires
The only sound, Moscow burning
Empty like the Tuileries,
Like a dream Vienna seems,
Only not to be of use - impossible.
In the last extremity - to advance
or not to advance?
I hear you laughing.
Even still you're calling me
"Not tonight, not tonight,
Not tonight"

. . .
Такая странная победа - 1200 шпилей,
Но единственное, что слышно - как горит Москва,
Опустевшая, словно Тюильри.
Вена кажется сном,
Но это неосуществимо. Невозможно.
Последняя мысль: "Идти
Или не идти?"
Но я слышу, как ты смеешься.
Даже сейчас мне слышится твоё
"Не сегодня, не этим вечером,
Не этой ночью".

Монограмма императрицы Жозефины (1804-1809)
Ж О З Е Ф И Н А

Андреа Аппиани - Портрет Жозефины Богарне

Андреа Аппиани (Andrea Appiani), (1754, Милан - 1817, Милан), - итальянский неоклассический художник. Руководил миланской Академией художеств и галереей Брера. Выполнял заказы Наполеона - писал портреты и аллегории, прославлявшие императора и его военачальников. Его произведения (1796) украшают купол Сент-Мэри-Селсу, в Милане и стены и потолки замка наместника эрцгерцога Фердинанда.







Жозефина де Богарне (Joséphine de Beauharnais), урождённая Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери (Marie Rose Josepha Tascher de La Pagerie), (1763, Труа-Иле, Мартиника - 1814, Мальмезон), - императрица Франции в 1804-1809 годах, первая жена Наполеона I.

О Жозефине, как и о Наполеоне, написано столько, что пересказывать всё это вряд ли нужно - интересующиеся могут найти в интернете всевозможную информацию об этой знаменитой паре в избытке.
В 1795 году, на момент встречи с Наполеоном, Жозефине было 32 года и она уже прошла большую школу жизни.
Мари Роз, или просто Роз, с шестнадцатилетнего возраста была замужем за виконтом де Богарне (1760-1794), у неё было двое детей: сын Эжен тринадцати лет и дочь Ортанс одиннадцати лет - Евгений и Гортензия на русский манер. Она успела побывать с мужем в разводе, благо, что после революции сделать это было просто. Но отношения с бывшим мужем плохими не были - просто женились они без любви и по настоянию родных, а потому и расстались, как говорится, без печали. Она успела и овдоветь, если это слово применимо к разведенной жене. Её бывший муж, виконт Александр де Богарне, служил в революционной армии жирондистов, но впал в немилость у якобинцев, пришедших им на смену, был заключён в тюрьму, а затем гильотинирован. Роз де Богарне тоже побывала в тюрьме, где ждала казни, но ей посчастливилось оттуда выйти живой и невредимой.

Жан Луи Виктор Виже-дю-Виньо - Визит Жозефины де Богарне к ее мужу Александру, задержанному в Люксембургском дворце - 1867
Дворец Мальмезон

Жан Луи Виктор Виже-дю-Виньо (Jean Louis Victor Viger-du-Vigneau), известный как Гектор Виже (Hector Viger) , (1819, Аржантан - 1879, Париж), - французский салонный художник. Автор портретов, исторических и жанровых полотен. Кроме того, увлекался акварельной живописью и миниатюрой.







Если сразу после развода она беззаботно кинулась в водоворот развлечений и любовных интриг, то после казни Александра де Богарне, имущество которого было конфисковано, лишившись его материальной поддержки, она вынуждена была искать богатого покровителя, который взял бы на себя расходы по содержанию её самой и её детей. И такой сыскался - некий виконт де Баррас, один из лидеров термидорианского переворота 1794 года. Де Баррас снимал для неё особняк и оплачивал её счета, но со временем стал тяготиться этими расходами, так как мадам де Богарне была исключительной мотовкой. Роз де Богарне нужно было опять думать о том, как устроить свою судьбу и судьбу своих детей, а для этого ей нужно было надёжное замужество. И тут очень кстати её ближайшая подруга и светская львица Терезия Тальен (1773-1835), которая в своё время тоже была любовницей виконта де Барраса, а впрочем, чьей только женой и любовницей она не была, познакомила мадам де Богарне с молодым Наполеоном Бонапартом. Судя по всему, мадам де Богарне своим опытным женским глазом увидела в нём то, чего на тот момент ещё не видели другие - огромный потенциал, заложенный природой в этом молодом корсиканце, сулящий ему блестящее будущее. Поэтому она ответила согласием на его предложение руки и сердца, а ещё потому, что женщинам нравится, когда их зовут замуж. Как говорила одна моя знакомая, собираясь с очередным новым, пятым или шестым, мужем в Америку, замуж нужно выходить столько раз, сколько берут.
Краткая биография Жозефины Богарне


Андреа Аппиани - Бонапарт в Милане - 1800
Он был на шесть лет моложе её, беден и чрезвычайно честолюбив. К своим двадцати шести годам он уже был генералом, но ничего удивительного в этом не было, ибо во времена революций и революционных воен звёзды на погоны военных падают гораздо чаще, чем в мирное время. Ему тоже нужно было устраивать свою судьбу: во-первых, нужны были деньги и связи в свете, во-вторых, для успешной карьеры нужна была жена, так как семейный человек в глазах общества представлялся более надёжным, чем холостой. Расчёт присутствовал с обеих сторон, но Наполеону не повезло: мало того, что у мадам де Богарне денег не оказалось, так он ещё и отчаянно влюбился в неё, а где любовь, там уже никакие расчёты смысла не имеют. Именно он назвал Мари Роз Жозефу Таше де Богарне Жозефиной и под этим именем она и вошла в историю.
Наполеон женился на Жозефине де Богарне в марте 1796 года и усыновил её детей.

Бонапарт и Жозефина - 1796
Он подарил ей скромное по тем временам кольцо с бриллиантом и сапфиром. На внутренней поверхности кольца была выгравирован надпись "Это судьба".

Обручальное кольцо Жозефины
В 2013 году на аукционе Osenat кольцо было продано за 948 000 $
Через несколько дней после бракосочетания Наполеон вынужден был отправиться в Италию на войну. Он писал ей письма полные страсти и ревности почти каждый день, а она - она не отвечала на них, так как была увлечена очередной любовной интрижкой.
Наполеон Бонапарт - Жозефине в Милан
"Я больше тебя не люблю... Наоборот, я ненавижу тебя. Ты - мерзкая, глупая, нелепая женщина. Ты мне совсем не пишешь, ты не любишь своего мужа. Ты знаешь, сколько радости доставляют ему твои письма, и не можешь написать даже шести беглых строк. Однако чем Вы занимаетесь целый день, сударыня? Какие неотложные дела отнимают у Вас время, мешают Вам написать своему очень хорошему любовнику? Что мешает Вашей нежной и преданной любви, которую Вы ему обещали? Кто этот новый соблазнитель, новый возлюбленный, который претендует на все Ваше время, не давая Вам заниматься супругом? Жозефина, берегись: в одну прекрасную ночь я взломаю твои двери и предстану пред тобой. На самом деле, мой дорогой друг, меня тревожит то, что я не получаю от тебя вестей, напиши мне быстро четыре страницы, и только о тех приятных вещах, которые наполнят мое сердце радостью и умилением. Надеюсь скоро заключить тебя в свои объятия и покрыть миллионом поцелуев, жгучих, как лучи солнца на экваторе.
Бонапарт"
13 ноября 1796 года, отправлено из Вероны
Наполеон Бонапарт - Жозефине в Геную
"Я прибыл в Милан, я кинулся в твои апартаменты, я бросил все, чтобы увидеть тебя, сжать в своих объятиях... но тебя там не было. Ты ездишь по городам, в которых проходят праздники, ты покидаешь меня, когда я приезжаю, ты не думаешь больше о своем дорогом Наполеоне. Твоя любовь к нему была всего лишь капризом; непостоянство делает тебя равнодушной. Привыкший к опасности, я знаю лекарство от жизненных невзгод и болезней. Несчастье, которое обрушивается на меня, невыносимо; я имел право на сочувствие.
Я буду здесь до вечера девятого числа. Не огорчайся; возвращайся после развлечений; ты создана для счастья. Весь мир рад тому, что может доставить тебе удовольствие, и лишь твой муж очень, очень несчастлив.
Бонапарт"
27 ноября 1796 года, три часа пополудни, отправлено из Милана
Наполеон Бонапарт - Жозефине
"Не было дня, чтобы я не любил тебя; не было ночи, чтобы я не сжимал тебя в своих объятиях. Я не выпиваю и чашки чая, чтобы не проклинать свою гордость и амбиции, которые вынуждают меня оставаться вдалеке от тебя, душа моя. В самом разгаре службы, стоя во главе армии или проверяя лагеря, я чувствую, что мое сердце занято только возлюбленной Жозефиной. Она лишает меня разума, заполняет собой мои мысли. Если я удаляюсь от тебя со скоростью течения Роны, это означает только то, что я, возможно, вскоре увижу тебя. Если я встаю среди ночи, чтобы сесть за работу, это потому, что так можно приблизить момент возвращения к тебе, любовь моя. В своем письме от 23 и 26 вантоза ты обращаешься ко мне на "Вы". "Вы"? А, черт! Как ты могла написать такое? Как это холодно! И потом эти четыре дня между 23-м и 26-м; чем ты занималась, почему у тебя не было времени написать мужу?.. Ах, любовь моя, это "Вы", эти четыре дня заставляют меня забыть о моей прежней беззаботности. Горе тому, кто стал сему причиной! Адовы муки – ничто! Змееподобные фурии – ничто! "Вы"! "Вы"! Ах! А что будет через неделю, две?.. На душе у меня тяжело; мое сердце опутано цепями; мои фантазии вселяют в меня ужас... Ты любишь меня все меньше; и ты легко оправишься от потери. Когда ты совсем разлюбишь меня, по крайней мере, скажи мне об этом; тогда я буду знать, чем заслужил это несчастье... Прощай, жена моя, мука, радость, надежда и движущая сила моей жизни, Та, которую я люблю, которой боюсь, которая наполняет меня нежными чувствами, приближающими меня к Природе, и неистовыми побуждениями, бурными, как яростные раскаты грома. Я не требую от тебя ни вечной любви, ни верности, прошу только… правды, абсолютной честности. День, когда ты скажешь: "Я разлюбила тебя", – обозначит конец моей любви и последний день моей жизни. Если б сердце мое было столь презренно, чтобы любить без взаимности, я бы велел вырвать его у себя. Жозефина! Жозефина! Помнишь ли ты, что я тебе сказал когда-то: природа наградила меня сильной, непоколебимой душой. А тебя она вылепила из кружев и воздуха. Ты перестала любить меня? Прости меня, любовь всей моей жизни, моя душа разрывается. Сердце мое, принадлежащее тебе, полно страха и тоски... Мне больно оттого, что ты не называешь меня по имени. Я буду ждать, когда ты напишешь его. Прощай! Ах, если ты разлюбила меня, значит, ты меня никогда не любила! И мне будет о чем сожалеть!
Бонапарт
P.S. Война в этом году совсем иная. У меня есть мясо, хлеб и фураж; моя военная кавалерия вскоре опять будет на марше. Мои солдаты выказывают мне невыразимое доверие. Ты одна источник огорчения для меня; ты одна радость и мука моей жизни. Я посылаю поцелуи твоим детям, о которых ты ничего не пишешь. Правда, тогда твои письма были бы наполовину длиннее. А ранние гости потеряли бы всякий интерес тебя навещать. Женщина!!!"
Любовные письма великих людей
Эти письма были написаны вскоре после свадьбы, когда Наполеон командовал французскими войсками в Италии. И трогательно и почти комичное его ревнивое преследование Жозефины по всей Италии, особенно если учесть, что в это же время он вел военную кампанию, которая прославила его имя.
В Париже после первых новостей о победах генерала Бонапарта Жозефину прозвали Notre-Dame des Victoires (Богоматерь Победы). По настоянию Наполеона она отправилась к нему в Италию, где провела больше года, живя с Наполеоном во дворцах в Милане и его окрестностях.

Франсуа Фламенг - Прием в честь Наполеона и Жозефины на острове Изола Белла в 1797 году

Франсуа Фламенг (François Flameng), (1856, Париж - 1923, Париж), - французский художник, профессор Академии изящных искусств.
Был известен своими картинами на историческую тематику и портретами. Его росписи украшали такие здания, как Сорбонна и Опера-Комик. Также писал коммерческие работы в качестве рекламы, разрабатывал дизайн банкнот французского франка.
В годы Первой мировой войны резко меняется как тематика его работ, так и стиль. За батальную живопись он был избран почётным президентом Общества художников-баталистов, его работы считаются реалистичными документальными свидетельствами Первой мировой войны. Большинство работ военного цикла подарено Военному музею в 1920 году.

Остров Изола Белла (Isola Bella) - Италия


Франсуа Жерар - Портрет Жозефины жены Наполеона - 1801 - Эрмитаж

Барон Франсуа Паскаль Симон Жерар (François Pascal Simon, Baron Gérard), (1770, Рим - 1837, Париж), - французский художник эпохи ампира, ведущий портретист наполеоновского двора, держатель модного салона.







Бонапарт воевал, а Жозефина в отсутствии мужа продолжала вести светскую жизнь, совместно с одним из своих любовников принимала участие в финансовых махинациях на поставках в армию и сорила деньгами направо и налево. Она даже не давала себе труда соблюдать приличия и не демонстрировать свои любовные связи. И всё же Наполеон не хотел верить слухам и не был до конца уверен в её неверности. В марте 1798 года он получил достоверную информацию о её недостойных финансовых сделках и непристойном поведении, но Жозефина сумела унять его гнев и убедить в своей невиновности. Это было не так уж и сложно сделать, ибо Наполеон очень хотел верить ей, а не всем остальным.
После побед в Италии в 1798 году Бонапарт отправился в Египет и во время этой кампании он опять получает информацию о Жозефине и её любовнике - неком Ипполите Шарле. Нет ничего смешней и оскорбительней для мужчины и воина, чем быть рогоносцем, и в этот раз Наполеон не сумел найти оправданий для Жозефины - он отправил морем брату письмо с просьбой подготовить документы для оформления развода. Но не сложилось - французский флот был разгромлен англичанами и письмо попало в их руки. А дома, в Париже, Жозефина слезами и клятвами опять сумела успокоить ревность Наполеона и отговорить его от развода, пообещав расстаться со своим любовником и сообщником в финансовых аферах.

21 апреля 1799 года Жозефина с согласия Наполеона приобрела в кредит замок Мальмезон постройки XVII века, который был перестроен и меблирован в античном стиле. При замке был разбит английский парк, сделаны пристройки в неоклассическом духе.
9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю Наполеон совершил переворот, названный в истории переворотом 18 брюмера. Переворот покончил с Директорией, он готовился в доме Жозефины на улице Шантерэн и сама она играла определенную роль в организации подготовки этого заговора. После 18 брюмера мадам Бонапарт стала женой Первого Консула и первой дамой Франции.
Одним из первых шагов Первого Консула стало погашение за государственный счёт кредита за Мальмезон, где поселилась его семья. Жозефина устраивает в Мальмезоне празднества, пышные приёмы, превратив замок в подобие Версаля.

Шато де Мальмезон

Спальня Жозефины в Мальмезоне

Жан-Луи Виктор Виже дю Виньо - Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне - 1870 - Музей Мармоттан-Моне Париж

Пьер-Поль Прюдон - Императрица Жозефина в парке Мальмезона - 1805

Пьер Поль Прюдон (Prud’hon, Pierre Paul), (1758, Клюни - 1823, Париж), - французский живописец и график, дизайнер мебели и интерьеров в стиле классицизма.

Франсуа Фламенг - Приём в Мальмезоне в 1802 году - 1896

Жан-Луи Виктор Виже дю Виньо - Роза Мальмезона - около 1867 - Национальный музей дворца Мальмезон

Жан-Луи Виктор Виже дю Виньо - Роза Мальмезона - около 1867 - (фрагмент) - Национальный музей дворца Мальмезон

Розы дворца Мальмезон, так любимые Жозефиной

Дворец Мальмезон, объединивший две судьбы - Наполеона и Жозефины

Франсуа Жозеф Босио - Бюст Жозефины де Богарне - 1809 - Музей Шато (Шантийи Франция) - гипс

Барон Франсуа Жозеф Бозио (François Joseph Bosio), (1768, Монако - 1845, Париж), - французский скульптор, представитель классицизма. Был директором парижской Академии изящных искусств.
Д у х и д л я Ж О З Е Ф И Н Ы

Андреа Аппиани - Портрет императрицы Жозефины

Парфюмерный дом "Rance 1795", у истоков которого стоял Франсуа Рансе, был известен своей тесной связью с императорским семейством. Компания была не просто поставщиком двора, но и стала местом обучения ольфакторному искусству - искусству восприятия запахов самого Наполеона, слывшего всесторонне развитой личностью.
Так, например, парфюмерные идеи императора Франуса Рансе воплотил в духах "Laetitia" ("Летиция"), посвященных матери Наполеона, а также "Triompher" ("Триумф"), ставших ароматным воплощением побед Наполеона.
Франсуа Рансе создал для Жозефины духи под строгим руководством своего ученика Наполеона. В их жизнерадостном весеннем цветочном букете, учитывая любовь Жозефины к розам, использовалась прекрасная майская роза. Парфюмер выбрал для композиции гармоничное, щедрое сочетание фруктов, цветов и экзотических пород деревьев, получив аромат, такой же элегантный, чувственный и очаровательный, как и сама Жозефина.
Сегодня аромат Rance под названием "Josephine" снова живет благодаря праправнучке основателя дома Жанне Сандре Рансе, стоявшей во главе старинного парфюмерного дома в 1967 году.

Чашка с портретом Жозефины Богарне - Франция - Севр - середина XIX века
К О Р О Н А Ц И Я

Жак Луи Давид - Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года - (1805-1808) - фрагмент
28 флореаля (18 мая 1804 года) Наполеон был провозглашен императором Франции. Нужно сказать, что Жозефина была не в восторге от этого, ибо понимала, что теперь Наполеону непременно будет нужен наследник, которого она так и не смогла ему подарить. Сколько ни толкуй о любви в венценосном браке, а всем известно, что единственое предназначение жены любого монарха - дать государству законного наследника, чтобы обеспечить преемственность власти. Что же до самой любви, то достаточно стать монархом и все жозефины будут твоими без каких бы то ни было проблем.
В ноябре 1894 было решено возродить традицию коронации. К этой торжественной церемонии шла тщательная подготовка.

Жан Жорж Вибер - Генеральная репетиция коронации

Жан Жорж Вибер (Jean Georges Vibert), (1840, Париж - 1902, Париж), - французский художник-академист, акварелист и драматург.

Жак Мари Гастон де Бревиль - Репетиция коронации

Жак-Мари-Гастон Онфруа де Бревиль (Jacques-Marie-Gaston Onfroy de Breville), (1858, Бар-ле-Дюк -1931, Париж), – французский иллюстратор, известный как "Жоб" (Job).

Статуэтка "Репетиция коронации Наполеона"
Германия - Scheibe-Alsbach - 1972-1990

Жан-Луи Виктор Виже дю Виньо - Туалет перед коронацией

Наполеон непременно хотел, чтобы в церемонии участвовал римский папа. Поскольку до этого Наполеон и Жозефина заключили только гражданский брак, папа потребовал, чтобы они обвенчались по церковному обряду. В ночь на 2 декабря кардинал Феш обвенчал Наполеона и Жозефину.

Жак Луи Давид - Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года - (1805-1808) - фрагмент
2 декабря 1804 года в ходе пышной церемонии, проходившей в соборе Парижской Богоматери с участием папы Пия VII, Наполеон короновал самого себя, а затем возложил корону на голову Жозефины.
Церемония коронации высветила скрытую до тех пор враждебность между семьями Бонапарт (мать, братья и сёстры Наполеона) и Богарне (Жозефина и её дети). Сёстры Наполеона не желали нести шлейф Жозефины. Мадам Летиция - мать Наполеона и вовсе отказалась прибыть на коронацию. В этих ссорах Наполеон неизменно принимал сторону жены и своих приёмных детей.

Жан-Батист Реньо - Портрет императрицы Жозефины

Герб императрицы Жозефины (1804-1809)

Статуэтки "Наполеон" и "Жозефина"
Франция - Sèvres - середина XX века
Похождения Наполеона - коньяка, торта и человека (часть 1)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Декоративная тарелка "Жозефина" - Западная Европа - (1888-1896)
Alain Bashung - Osez Joséphine
Ален Башунг - Дерзай, Жозефина!
Авторская песня
. . .
Usez vos souliers
Usez l'usurier
Soyez ma muse
Et que ne durent que les moments doux
Durent que les moments doux
Et que ne durent que les moments doux
Osez, osez Joséphine
Osez, osez Joséphine
Plus rien ne s'oppose à la nuit
Rien ne justifie
. . .
Носи свою обувь,
Пользуйся услугами ростовщиков,
Будь моей музой.
И это только последние сладкие моменты,
Последние сладкие моменты.
Они не длятся долго эти сладкие моменты.
Дерзай, смей Жозефина!
Дерзай, смей Жозефина,
Больше никаких возражений ночью,
Никаких оправданий.
Community Info